Страница воспитателя Кивля О.Л.

 Выступление на родительском собрании 

                         Тема: «Общение родителей и детей».

           Цели:

·        Расширить знания родителей об общении с детьми.

·        Познакомить со стилями общения.

·        Раскрыть значение невербального общения.

·        Стимулировать полноценное общение родителей и детей.

Ход родительского собрания

1. Вступительное слово

       Здравствуйте!

Один из известных педагогов говорил, что «дети — это наше будущее, правильное их воспитание — это наше счастливое будущее, плохое воспитание — это наше горе и слёзы». Какими наши дети выйдут в мир взрослости, во многом зависит от нас с вами. Как и что нужно сделать, чтобы наши дети были счастливы, доверяли нам, делились своими радостями и горестями, были откровенны. Давайте сегодня поговорить о нашем общении с детьми.

2. Работа над понятием — общение.

Что же такое общение? Как вы думаете?

       Общение — это процесс взаимодействия родителя и ребёнка, который направлен на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений. Роль общения в жизни человека велика. Для этого достаточно вспомнить примеры из жизни, лишения общения. Это  когда «Маугли» рос в волчье стае и не мог иметь нормальное развитие.

       Итак, общение — это главное условие для развития и жизни человека. Каким вы видите общение с вашими детьми? Встречаются ли трудности?

       Не всегда порой мы знаем выход из сложившихся ситуаций. Детям хочется тепла, ласки, понимания, а мы часто пытаясь заработать на хлеб насущный, приходим домой уставшими, на общение часто уже не способными. Растёт стена непонимания недоверия, возникают конфликты. А по данным социального опроса установлено, что за сутки родители ребёнку уделяют всего 10-20 минут.

       Возможно, знания стилей общения многим из вас помогут в воспитании детей столь открытых в данном возрасте.

3. Знакомство со стилями общения

      Авторитарный стиль общения. Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребёнку порой неуютно под их контролем. В общении с ребёнком они отдают приказы и ждут, что ребёнок в точности их исполнит. Закрыты для постоянного общения с детьми, устанавливают жёсткие требования и правила, не допускают их обсуждения, позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми. Их дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и зависимы, раздражительны. Девочки на протяжении подросткового возраста остаются пассивными и зависимыми. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.

Либеральный стиль общения. Родители слишком высоко ценят своего ребёнка, считают простительными его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему во всём. Не запрещают и не ограничивают. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребёнку такая свобода? В такой семье ребёнок слабо или совсем не регламентирует поведение. Детям предоставлен избыток свободы, т. е. руководство родителей незначительно, не устанавливается никаких ограничений. Поэтому дети склонны к непослушанию, агрессии. На людях ведут себя неадекватно и импульсивно, не требовательны к себе; лишь в некоторых случаях дети становятся сильными и решительными, творческими людьми.

Индифферентный стиль общения. Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них другие заботы. Свои проблемы ребёнку приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее — участие и поддержку с вашей  стороны. Родители не устанавливают никаких ограничений, безразличны к собственным детям, закрыты для общения. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью, то ребёнка ничто не удерживает, чтобы дать волю самым разрушительным импульсам и проявить склонность к поведению, отклоняющемуся от нормы.

Авторитетный стиль общения. Родители осознают важную роль в становлении личности, но за ним признают право на саморазвитие, осознают какие требования необходимо диктовать, а какие обсуждать. Открыты для общения, признают и поощряют детей, допускают изменения своих требований в разумных пределах. Дети превосходно адаптированы, уверены в себе, развит самоконтроль, хорошо учатся, обладают высокой самооценкой.

 Давайте посмотрим, каким образом происходит общение с детьми в семье, какие чаще всего используются  вами фразы, попробуем определить стиль общения.

 Фразы родителей:

Указание. Сделай уроки, вымой посуду, сходи в магазин.

Поощрение. В твоей комнате порядок! Молодец!

Психологическая поддержка. Постарайся выполнить аккуратно домашнее задание.

Угроза. Сейчас же наведи порядок в комнате, приду, проверю!

Вывод: среди фраз, обращённых к детям, преобладают фразы, содержащие указания, иногда угрозу, реже обмен информацией, ещё реже поощрения и хвалу.

Помните!

·        Ребенка постоянно критикуют — он учится ненавидеть.

·        Ребёнок живёт во вражде — он учится быть агрессивным.

·        Ребёнок живёт в упрёках — он учится жить с чувством вины.

·        Ребенок растет в терпимости — он учится понимать других.

·        Ребенка хвалят — он учится быть благородным.

·        Ребенок растет в безопасности — он учится верить в людей.

·        Ребенка поддерживают — он учится ценить себя.

·        Ребёнка высмеивают — он учится быть замкнутым.

·        Ребенок живет в понимании и дружелюбии — он учится находить любовь в этом мире.

4. Доверительность общения

   Каким образом можно построить ваше общение и детей в семье, чтобы отношения становились доверительными?

  Самое главное, никогда не воспитывайте в плохом настроении, оценивайте поступок, а не личность, умейте видеть в детях только хорошее. Разрешайте конфликты мирно, ведь «худой мир, лучше доброй ссоры», в минуты сильнейшего раздражения на ребёнка сядьте напротив него и пристально в течение минуты разглядывайте его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нём свои чёрточки. Как вы думаете, чем это закончится?

        Перед вами несколько советов от Д. Карнеги, которые возможно помогут преодолеть возникшие проблемы в общении.

·        Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств ребёнка.

·        Прежде, чем критиковать, скажите о своих собственных ошибках.

·        Задавайте вопросы, вместо того, чтобы отдавать приказания.

·        Хвалите ребёнка за каждый, его успех и будьте при этом искренними.

·        Пользуйтесь поощрением, сделайте так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.

·        Делайте так, чтобы ребёнку было приятно исполнить то, что вы хотите.

4. Невербальное общение

       Сейчас мы с вами говорили об общении, все эти приёмы относятся, к вербальному общению (беседы, похвала, пожелании и т. д.) Но в общении огромную роль играет невербальное общение.

       Невербальное общение — это использование мимики, жестов, взгляда. К нему относится тактильное общение, т. е. телесное прикосновение — это похлопывание по плечу, поглаживание по голове, поцелуи, просто доброе прикосновения. Ведь такое общение развивает в ребёнке все положительные качества: доброжелательность, спокойствие, удовлетворенность, чувство защищенности.

       Я прошу вас ответить вопросы (про себя):

·        С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком?

·        С каким лицом чаще всего общается ваш ребёнок?

·        Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с вами?

  Ответили?

       Вывод. Чаще улыбайтесь, искренняя улыбка поможет снять недоверие, создаст благоприятную обстановку для общения, улыбающийся человек располагает себя к общению.

Теплота и мягкость обращения подбадривают, вселяют уверенность, способствуют развитию привязанности к родителям, друзьям, самому себе. И возможно, сегодня мы не решим всех проблем по этому вопросу, но если вы задумались, взяли себе на заметку некоторые советы, значит, разговор состоялся.

Один мудрец сказал, что человеку дана единственная роскошь. «Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения».

 

  Беседа: какой папа нужен?

Отец поздравил сына с днем рождения:
«Тебе семнадцать, ну совсем большой!
И через год получишь разрешенье
На прегрешенья взрослых: на курение
И на бокал вина, мой дорогой!»
Сын посмотрел задумчиво в окно:
«Спасибо, папа, за привет.
Но сигареты, водку и вино
     Уж года три, как бросил я все это».

    Конечно, это стихотворение Э. Асадова вызовет улыбку, но вместе с тем оно сразу заставляет задуматься над проблемой отношений отцов и детей.
  В наше время сплошь и рядом встречаются семьи, где дети и родители живут, не пытаясь понять друг друга, не зная о внутреннем мире близких людей, об их проблемах, переживаниях. Разобщенность, даже отчужденность, вражда царят в этих семьях. Отсюда возникает у детей желание уйти из дома, пообщаться с людьми, которые их понимают, а не пилят и придираются к ним постоянно. Попробуем разобраться, какой отец нужен ребенку.
  Отец – это звучит гордо! Но хорошими отцами не рождаются, даже не сразу становятся с появлением младенца.
  Не просто грамотно выбирать стратегию и тактику семейного развития. Но наше желание создать благополучную семью со счастливым настоящим и будущим обязывает мужчин брать эту ответственность на себя. Иначе, какие же мы отцы, если наш корабль бьет и мотает на волнах житейского моря, как щепку. Там, на капитанском мостике, - место истинного мужчины и отца. Каждая женщина вполне согласилась бы стать штурманом рядом с опытным капитаном и не страдала бы от ущемленного самолюбия.
  К сожалению, воспитание детей стало преимущественно женским делом, и это дает себя знать уже сегодня – в негативности к отцовству, к родительской должности, а значит, и к отцовскому счастью, которое не всегда осознается, как высшая ценность.
  Иногда говорят: «Нашему парню не хватает мужской руки». Конечно, речь не идет о той руке, которая может ударить, а о той, на которую можно опереться.
  Дети должны знать: есть на свете нечто, что могут сделать и вынести лишь мужские руки, мужские плечи. Но такое знание не усваивается на словах – только на опыте, Ребенок должен видеть хороший пример. Воспитание ребенка только тогда может быть полноценным, всесторонним и естественным, когда в нем участвуют оба родителя.
  Статистика утверждает, что 70% ребят, находящихся в колониях, из неполных семей. Безотцовщина уродует души детей; они реактивны и агрессивны, у них нет уверенности, устойчивости, которые придает всему дому отец.
   Но и неумный, недобрый родитель скорее вредит домашнему самочувствию, делу воспитания, чем помогает.
  К сожалению, есть семьи, где папа уверен в собственном совершенстве и считает, если он хулиганил, плохо учился, не чурался алкоголя, а потом порядочным человеком сделался, то это нормально. Все традиционные мужские пороки нельзя возводить в мужские доблести.
  Но хорошего человека на одних благих пожеланиях не вырастишь. Важно не только, что хотят в ребенка вложить родители, но и как они это делают. Ведь не секрет, что в некоторых семьях отец выступает в роли грозного судьи. Ничего путного из этого не выйдет: насилие порождает протест, зло и жестокость. А вот уважительность, справедливость, дружеское участие, требовательность – такое отношение отца к ребенку наиболее благоприятно.
  В чем состоит настоящий родительский авторитет? Главным его основанием является образ жизни и работы родителей. Если родители живут честно, разумно, если они всегда дают себе полный отчет в своих действиях и поступках, это значит, что у них есть родительский авторитет. Как можно раньше дети должны узнать, где работают родители, чем интересуются. Дело отца и матери должно выступать перед ребенком как серьезное, заслуживающее уважение дело.
  Отец должен знать, чем живет, интересуется, что любит, что не любит, чего хочет и чего не хочет ребенок. Вы не должны неожиданно узнавать о разных неприятностях, вы должны их предугадывать и предупреждать.
  Добейтесь, чтобы дети сами рассказали о своих делах, чтобы им хотелось рассказать, чтобы они были заинтересованы в вашем внимании. Зная своего ребенка, вы всегда вовремя сможете ему помочь.

  Родители должны усвоить спокойный, уравновешенный, приветливый и вместе с тем решительный тон в деловых распоряжениях, а дети должны уметь подчиняться распоряжению и выполнять его охотно. Ваше распоряжение должно удовлетворять следующим требованиям:

  1. Оно не должно отдаваться с криком, злостью, раздражением.
  2. Оно должно быть разумным для ребенка.
  3. Оно не должно противоречить распоряжению другого родителя.
  4. Не накапливайте опыт непослушания (тогда не придется наказывать) Кстати, физическое наказание – это показатель не только слабости, растерянности, бессилия родителей, но и их бескультурья.

  Одна из забот отца – приучение сына к труду. В этом постарайтесь соблюдать следующие заповеди:

  1. Предоставьте самостоятельность.
  2. Не подсказывайте ему готовое решение.
  3. Заметьте первый успех.

  Проблем у ребенка очень много. И кто, если не родители, должны стать настоящими друзьями ребенку. Надо быть готовым к тому, чтобы понять и разделить проблемы и трудности.
  Ребенок должен быть уверен – отец знает все, он всегда поможет, не бросит наедине с тем, что не получается. Вникайте в каждый учебный день своего ребенка, чтобы сразу почувствовать, в чем ему нужно помочь.
  И еще одна проблема. Проблема усталости родителей от детей. Конечно, в общении с ребенком много такого, что вызывает нервное напряжение: он слушает слишком громкую музыку, долго горит по телефону…И мы выплескиваем на него все наше раздражение. Наша усталость толкает к равнодушию, к потере интереса к подробностям жизни ребенка. А это – первый шаг к отчуждению.
   Усталости модно и нужно противостоять. Этому поможет желание понимать своих детей. Детям редко бывает присуще желание безосновательно вредить, неоправданно причинять зло. Разберитесь, и вы увидите, что отрицательное поведение детей вызвано мотивами, вызывающими не осуждение, а сочувствие. Надо понять человека, посмотреть его глазами, поместить себя в систему его смыслов, целей, ценностей. И почаще ставьте себя на место ребенка.

  Что же думают о своих папах наши дети?
  Что же думают о вас наши дети?

  Только 27% думают, что вы им доверяете, с пониманием можете выслушать мнения и взгляды ребенка, всегда найдете время для него, 35% думают, что у них жестокие отцы, которые всегда соглашаются с общепринятым мнением, стремятся выглядеть хорошими отцами в глазах других. По отношению к своим детям такие отцы очень суровы, постоянно недовольны своими детьми, 49% считают, что у их отцов непредсказуемая реакция на поведение сына. Он либо будет долго промывать косточки, либо примет на веру заверения сына в невиновности. 57% считают, что отцы замечают их только в тех случаях, когда дети что-нибудь натворят. Отцы слишком заняты собой, чтобы вникать в жизнь и проблемы сына. Их не интересуют влечения детей, их жизнь.
        Деликатная проблема: отношение с девочками.

   С проблемой сексуальных отношений приходится сталкиваться все чаще. Родители жалуются: сын забросил занятия, не ночует дома, все время проводит с девочкой.

В этих случаях психологи рекомендуют следующее:

1. Не пытайтесь их разлучить, не получится.
2. Не обливайте девочку грязью. Сын на вас обозлится и уйдет из дома, потому что его любимая девочка сейчас для него дороже родителей.
3. Нужно подружиться с девочкой, взять ее себе в союзники, с ее помощью убедить сына продолжить учебу.
4. И, конечно же, вести с сыном серьезные мужские разговоры об отношении к женщине.