Читаем об экологии (23.07.2024)
«Чтение - это окошко,
через которое дети видят и познают мир»
А.В. Сухомлинский
23.07.2024 года в нашем учреждении в рамках летней оздоровительной программы «СемьЯ на каникулах» был проведен всеобщий час чтения художественных произведений с экологической тематикой. В котором приняли участие воспитанники центра. Ребята с интересом погрузились в таинственный и сказочный мир литературы. Одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности нашего центра является воспитание основ экологической культуры, «Маленьких граждан - большой страны». Через чтение художественной литературы, воспитатели помогают воспитанникам не просто понять целостность картины мира, но и вызвать эмоциональный отклик в душе ребят. При этом жанры природоведческих литературных произведений используются абсолютно разные.
Главное - они раскрывают перед ребятами мир природы, его многообразие и красоту. А. В. Сухомлинский писал: «Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир». При подборе литературных произведений, педагоги ориентируются не на энциклопедические источники, так как в них много непонятных ребенку слов и сведений, а на произведения, сочетающие в себе приключение, фантазию и научные сведения.
В процессе чтения природоведческой литературы мир природы должен стать миром чудес, о котором они даже не подозревали. У истоков природоведческой литературы стоял фольклор. Типы научных, научно-художественных и художественных произведений, посвященных природоведению, природоведческая тема берет свое начало из фольклора, из народных сказок. Одним из видов фольклора, который носит природоведческий характер, является календарный детский фольклор. Это так называемые заклички - обращение к солнцу, дождю, радуге, птицам; к мыши, улитке, маленьким жучкам, что водятся на цветах; подражание птичьим голосам. Песенные заклички и словесные приговорки связаны с порой года, погодой и обращены к земле, небу, воде, как во время игр, так и во время труда в природе. Очень часто используется в работе с воспитанниками такой вид фольклора, как загадки. И большую роль загадки играют в ознакомлении детей с природой. Загадка развивает в ребенке догадливость, сообразительность, она указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому объекту. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления. Эти мысленные операции важны не только сами по себе, но и тем, что ребенок открывает для себя поэзию окружающего мира. Образы в загадках красочны, звучны, предметы очерчены резко, отчетливо. Поэтический взгляд на мир, любовь к родной природе формируют уребят и лирические песни, посвященные природе. («Весна, весна, красная!», «Зеленейся, зеленейся, мой зеленый сад», «Из-за лесу, лесу темного», «Как у наших у ворот» и др.). Многие народные сказки, русские и белорусские так же часто используются в работе ознакомления их с природой. Сказка учит ребят распознавать, где вымысел, а где правда. («Лиса и волк», «Курочка-ряба», «Колобок», «Зимовье зверей» и многие другие.) Сегодня известно много писателей и поэтов, посвятивших свое творчество детям, среди их художественных произведений известно немало посвященных природе. Основоположниками детской природоведческой книжки являются В.В. Бианки и М.М. Пришвин. Классиком русской природоведческой литературы для детей следует назвать Виталия Валентиновича Бианки. Он разработал практически все художественно-литературные жанры, в рамках которых воплощается природоведческая тематика (рассказы, сказки, повести, очерки, «лесная газета» и др.). Познавательное значение произведений писателя трудно переоценить. Книги В. Бианки учат детей научному видению природы. В основе каждого рассказа, сказки, созданных В. Бианки, лежат точные факты, научные сведения об окружающей природе. Произведения В. Бианки помогают воспитателю в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы. Это и многообразие форм приспособления организма к окружающей среде, и взаимодействия среды и организма и др. Многие рассказы и сказки написаны с юмором, что, конечно же привлекает ребят. Но в тоже время каждое произведение его пронизано добротой («Как муравьишка домой спешил», «Приключения Пика», «Лесные домишки», «Бешенный бельчонок» и др.). Одной из задач, которую ставит Бианки - воспитать в ребенке чувство сопричастности природы и земли, через прием придания животным и природе человеческих качеств. Эта задача сближает творчество Виталия Бианки с творчеством Михаила Пришвина. Михаил Пришвин, в отличие от Бианки, в своих произведениях передает объективные ощущения художника. В своих произведениях Пришвин раскрывает перед ребенком чудеса природы, он наделяет своих «героев» голосами и привычками, даже деревья и растения становятся живыми («Золотой луг», «Силач», «Шепот в лесу», «Именины осинки», «Колокольчик», «Лисичкин хлеб», «Чудесный доктор», «Деревья в плену», «Осинкам холодно»). Вся природа у М. Пришвина очеловечена. Много рассказов у него посвящено животным-родителям: «Ярик», «Орлиное гнездо», «Ребята и утята», «Пиковая дама», «Курица на столбах», «Борец и плакса», «Первая стойка». У писателя во многих рассказах повествуется о роли человека в природе – «Ярик», «Ужасная встреча», «Сват», «Первая стойка», «Кладовая солнца» и др. Для формирования у воспитанников осознанно правильного отношения к природе, воспитания любви ко всему живому целесообразно использовать поэзию. Детям доступны многие произведения таких русских поэтов, как А. Пушкин, Ф. Тютчев, А. Фет, А. Майков, Н. Некрасов, С. Есенина и др.
Ребята с пользой провели этот час, узнали много нового и интересного.Но а педагоги нашего центра и дальше будут продолжать работу в этом направлении с воспитанниками. Открывая для них мир прекрасного и неизведанного.