Консультации специалистов

Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания».

 Сенсорное воспитание -  это развитие его восприятия ребенком  и формирование его  представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

Каково же значение сенсорного воспитания?

Значение состоит в том, что сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность. Сенсорное воспитание способствует усвоению сенсорных эталонов. Выделяют эталоны: цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый), формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.), величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.), вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный), обоняния (запах гари, аромат духов и т.д.).

Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.) Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.) Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.).

 Сенсорное воспитание влияет на расширение словарного запаса ребёнка.

 Сенсорное развитие происходит в самых различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопления представлений об окружающем мире. 

Роль родителей заключается в стимулировании интереса ребёнка к предметам окружающего мира. Сенсорное воспитание может осуществляться не только через предметную, но и через продуктивную деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы – устойчивые, закреплённые в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.

В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух – то есть  различение речевых звуков. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребёнка в школе.

В семье необходимо создать предметно-развивающую среду. Игрушки ребёнка должны быть изготовлены из различных материалов, игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки,  матрешки и т.д.

Игрушки, в которых используются  разные принципы извлечения звука.

Шумящие и гремящие игрушки можно изготовить самостоятельно. Необходимо иметь несколько видов мозаики, шнуровки, конструкторы, книги с изображением окружающих предметов, животных.

Сенсорное развитие ребенка  является залогом его  успешного осуществления  разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное  воспитание должно планомерно и систематически включаться  во все моменты жизни ребёнка.

Детское упрямство. 

Детское упрямство достигает своего пика в возрасте до трёх лет. Это не удивительно, ведь в этом возрасте начинается развитие ребёнка, как личности. Многие родители считают, что упрямство это черта характера, и бороться с ней бесполезно. Да, характер и темперамент могут влиять на степень проявления упрямства у малышей, но в той или иной мере такое поведение встречается у всех детей. Особенно ярко оно проявляется в возрастные кризисы. Частые проявления упрямства характеризуют детей двух разных возрастных категорий. Первый период наблюдается в возрасте от 2,5 до 3 лет. Второй - чуть позднее, в 6-9 лет. В любом случае, детское упрямство - это своеобразное испытание для родителей, они заново учатся выдержке и терпению. 

Почему появляется упрямство? 

 В первую очередь это способ показать свою самостоятельность. Демонстративное неподчинение взрослым это попытка ребёнка заявить о наличии собственного, отличного от других, мнения. И чем больше родители стремятся опекать малыша, тем сильнее он этому сопротивляется. Что же делать? По возможности давать ребёнку возможность проявить свою самостоятельность. Иногда для этого можно использовать «мнимый выбор»: «Мы сегодня пойдем гулять с мячиком или с куличиками? На горку или в парк?» (Вариант: «не пойду гулять» при этом остаётся вне детского восприятия). Иногда упрямство – способ сбросить накопившиеся у малыша негативные эмоции. Это может быть протест в ответ на что-либо, например, реакция на ссору между родителями. Истерики и капризы могут также быть способом привлечь родительское внимание, особенно если малышу кажется, что его любят меньше, чем братика/сестрёнку. Тем более, что в наш век технического прогресса ребёнку приходится конкурировать за родительское внимание не только с другими детьми в семье, но и с компьютерами, телефонами, телевизором и т.д. Поэтому очень важно разобраться в причинах возникновения упрямства, заметить, в каких случаях оно проявляется чаще всего. И стараться избегать таких ситуаций. Например, если ребёнок часто капризничает от переутомления, стараться не пропускать дневной сон и не давать ему перевозбуждаться, чередуя подвижные игры с более спокойными занятиями. Не стоит прибегать к угрозам и насилию. Вы не только ничего не добьётесь, но и травмируйте психику ребёнка. Не стремитесь его переломать – лучше отвлечь малыша. Но и потакать всем детским капризам тоже не стоит – ведь чем успешнее метод манипулирования родителями работает, тем чаще ребёнок будет к нему прибегать. В результате упрямство может превратиться в привычную форму поведения и со временем закрепиться в качестве черты характера. 

Консультация для родителей "Как воспитать в ребенке трудолюбие?".

Чтобы воспитать в ребенке трудолюбие, необходимо:

1. Положительно реагировать на его первые попытки помочь, которые обычно проявляются в возрасте двух-трех лет – давать возможность их реализовать и подкреплять результаты похвалой.
2. Как можно больше дел выполнять вместе. Делать это непринужденно, с удовольствием, поддерживая диалог, помогать ребенку находить к обычной домашней работе креативные подходы.
3. Расширять круг дел, которые можно поручить ребенку, постепенно и, конечно, с учетом его возраста и индивидуальных особенностей.
4. Следить за своими словами. Если ребенок регулярно слышит фразы вроде «как же мне надоело готовить», «терпеть не могу мыть сковородки» или «я вам не домработница», он тоже начинает испытывать неприязнь к домашнему труду.
5. Мотивировать ребенка к домашней работе тем, что его помощь действительно необходима и действенна. Подчеркивать его сопричастность к общему семейному делу.
6. Не давать ребенку задач, смысл которых труднообъясним. Не увлекаться поручениями вроде мытья посуды руками при наличии посудомоечной машины.
7. Не ругать его за неудачи, обязательно хвалить за старания и поощрять творческий подход к делу. Не злоупотреблять поучениями и нотациями, не смотреть ребенку под руку и ни при каких обстоятельствах не произносить ужасных фраз про кривые руки и т.п. Не использовать домашние дела в качестве наказаний.
8. Не делать за ребенка того, что он может сделать сам.

 

 «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа характера ребенка».

 Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. Но несмотря на различные уклады жизни во всех семьях, где подрастают дети с уравновешенным характером, есть одна общая особенность – ровные, доброжелательные отношения взрослых и детей.

 Нужно ли быть другом своему ребенку? Некоторые родители считают, что дружба – это отношения равных, а взрослые, воспитывая своих детей, не могут ронять свой авторитет таким отношением с ребенком.  Такие родители опасаются, что их не будут уважать и слушаться.

Они настойчивы и последовательны в своей позиции непогрешимых взрослых и считают, что правильным может быть только их мнение. Нетерпимо относясь к упрямству детей, они не идут ни на какие компромиссы и уступки: требуют от ребенка беспрекословного послушания, пунктуального соблюдения режима дня, не доверяют ни опыту ребенка, ни его возрастающей самостоятельности. Любовь к ребенку носит принципиальный характер (« Детей ласкать нельзя – они распускаются»).У взрослых в таких семьях есть образ желаемых свойств характера их ребенка. Сын или дочь положительно оцениваются лишь тогда, когда поведение их соответствует этим завышенным требованиям. Дети в таких семьях часто слышат следующие замечания: «Ты никогда не делаешь так, как нужно», «Ты всегда делаешь то, что нельзя».

Привлекая детей к труду, помощи, родители говорят: «Ты должен трудиться. Мы же трудимся». Боясь наказания или выговора, ребенок выполнит поручение, но в следующий раз он будет стремиться его избежать, потому что чувства его не отозвались на такое обращение взрослого. Характер у ребенка воспитывается, но родители замечают, что он совсем не соответствует их идеалу: часто возникающее у сына или дочери чувство личностной неполноценности становится основой неуверенности в себе, а постоянные запреты, вызывая желание сделать наоборот, проявляются в капризах, упрямстве.

 «Зачем запрещать ребенку что-то, да еще заставлять его помогать? Пусть играет, - говорят иные родители. – Он еще маленький, вот подрастет, тогда и будем с него требовать». В таких семьях, оберегая детство малыша, всё делают за него и для него. Ребенок одновременно и властелин, и опекаемое, изнеженное и зависимое дитя. Из года в год живя только своими интересами и желаниями, он не умеет замечать переживания и трудности других людей, считаться с их желаниями и преодолевать свои, когда это необходимо. Но может происходить и немного по-другому: лишение ребенка самостоятельности, излишняя опека родителей (эмоциональное выражение постоянной тревоги, необоснованное удерживание ребенка около себя) создают чрезмерную зависимость его от состояний взрослых, что мешает ему при общении со сверстниками.

 Основой воспитания положительных черт характера ребенка (самостоятельности, ответственности, чувства собственного достоинства, отзывчивости и др.) могут быть только дружеские взаимоотношения взрослых и детей, отношения на равных. Как же возникает это дружба? Нам часто кажется, что дети еще малы и наших переживаний и проблем им не понять. Поэтому многие взрослые либо скрывают свои переживания от детей, либо вообще не задумываются о том, что, закрывая свой внутренний мир от детей, мы лишаем их важных и волнующих минут сопереживания, которые формируют нравственность ребенка, важные черты его характера.

 Не следует забывать, что дошкольники очень отзывчивы и могут хорошо понимать взрослого. Вспомните, часто вы делились с сыном или дочкой тем, что знать им нельзя ни в коем случае – своими страхами за них. Взрослые подробно и красочно описывают ребенку переживаемые ими минуты страха за него. Эти яркие картины становятся частью сознания ребенка и влияют на развитие его характера, создавая основу для возникновения несамостоятельности, чувства тревоги. Не лучше ли рассказать ему, придя с работы вечером, о своей усталости и попросить его: «Помоги мне, сынок». Ребенок забудет о своих играх и игрушках, чтобы помочь вам своей заботой, а вам не придется вызвать к его чувству долга. Не бойтесь рассказать ему об обиде, которую вам причинили, о своем чувстве стыда за совершенную ошибку. Только при доверительном общении взрослого и ребенка, когда взрослый не боится выглядеть слабым и смешным, дети не только правильно поймут ваши  переживания, но и станут отзывчивыми,  чуткими, заботливыми, превращаясь в настоящих друзей.

 В жизни много радостных переживаний. Расскажите о них ребенку, чаще приобщайте его к своим делам. Сойдите с высот своего авторитета, и вы увидите, как в равных с вами отношениях, имея возможность ощутить себя не только воспитуемым, но и защитником мамы, помощником папы, близким другом старшего брата, ваш сын или дочь станут более волевыми и отзывчивыми, самостоятельными и добрыми, умеющими уважать себя и других.

«Как воспитать в ребенке доброту?»

 «Воспитание доброты» – простое и одновременно нелегкое дело. И все же оно под силу каждому из нас. Нужно только приложить усилия.

 Каждый ответственный родитель должен знать одну простую истину: дети в маленьком возрасте делают не то, чему словесно учат их родители, а то, что родители делают сами. Этот период хорош тем, что родители являются абсолютным и неоспоримым авторитетом для своих малышей и могут максимально повлиять на их поведение и воспитание в целом. Поэтому, что вам необходимо делать – это стать “эталоном доброты” для своего ребенка. Не забывайте об этом и следите, чтобы ваши поступки никогда не расходились с вашими поучениями. Ведь если вы будете учить ребенка чему-либо, а себе позволять поблажки, поверьте, ваше чадо поведет себя так же, как вы, хотя и будет понимать, что это плохо. Будьте для ребенка идеальным примером доброты, сочувствия, понимания и благородства. Пройдет несколько лет, и у него появятся новые авторитеты и примеры для подражания. Поэтому постарайтесь максимально использовать этот период для того, чтобы вложить в малыша все необходимые знания и навыки. Ходите в приют для бездомных животных в качестве волонтеров. Подбирайте на улице мусор и бросайте его в урны, приучая ребенка к тому же. Посадите возле подъезда цветы, и пусть малыш учится за ними ухаживать.

 Ни в коем случае не балуйте чрезмерно своего малыша. Все дети эгоисты, это норма. И большинство родителей, особенно те, кто очень занят на работе и редко видится со своим ребенком, стараются загладить свою вину постоянными подарками, сладостями и удовлетворением всех капризов ребенка. Это совершенно неправильно. Такое поведение родителей до добра не доводит. Детский эгоизм поощрять никак нельзя. Если родитель идет на поводу у всех капризов своего ребенка, то в ответ он рано или поздно получит злость и агрессию.

 Есть люди, которым гораздо приятнее делать подарки кому-либо, чем получать эти подарки самому. Это характеризует человека с исключительно положительной стороны, говорит о его доброте. Научите своего ребенка щедрости, внушите, что с людьми надо делиться и делать им добро. Это очень сложная задача, так как даже взрослого человека порой трудно заставить отдать что-то другому. Что уж говорить о детях, ведь для них каждая конфета, каждая игрушка – это великая ценность и просто клад. Здесь нужно опять же использовать свой авторитет. Ну, например, накупите конфет и, отправляя ребенка на улицу поиграть, скажите ему, чтобы он угостил своих приятелей. Или еще. Если ваш ребенок просит какую-то новую игрушку, скажите ему, что нужно кому-нибудь подарить одну старую, чтобы для новой было место. Пусть ребенок сам выберет игрушку, которую хочет подарить, и сам решит, кому ее отдать. Еще, как вариант, помогайте бездомным животным. Можно регулярно кормить их, можно подыскать им приют или семью. Такие поступки тоже очень стимулируют в ребенке доброту.

 Для воспитания в ребенке таких чувств, как добро, благородство, сочувствие, трудолюбие, идеально подходят советские мультфильмы и сказки. Помимо того что они несут в себе глубокий смысл, они еще и помогают развить фантазию, музыкальность, память и речь. Попробуйте сами сочинять ребенку сказки и не ленитесь рассказывать перед сном. Учите по ним ребенка доброте, рассказывая о помощи животных друг другу, о помощи людей животным, примеры могут быть разнообразные, главное, чтобы мораль была одна: нести в мир добро и радость.

 Очень много времени нужно тратить на общение с ребенком. Ни в коем случае ваш малыш не должен чувствовать себя одиноким и забытым. Постарайтесь проводить с ним как можно больше свободного времени, и не просто смотря вместе телевизор, а общаясь. Замечено, что детям, которым недостает родительского внимания, свойственна агрессия. Они порой стараются отомстить миру за то, что их не долюбили, не доласкали.

 Ни в коем случае не ругайтесь при ребенке. В порыве гнева можно сказать много жестоких и некрасивых вещей. Ребенок же, услышав это, подумает: если маме и папе можно так говорить и делать, значит, могу и я.

 «Фильтруйте» телевидение. Неокрепшая психика ребенка может быть травмирована от одного кадра. Также не забывайте о компьютерных играх. Ни одна из них не должна носить агрессивный характер.

 Не проявляйте жестокость к домашним животным при ребенке. Даже если любимый питомец на шкодил, постарайтесь сдержать себя и отчитать его умеренно либо накажите, как считаете нужным, не в присутствии ребенка.

 Самое главное, будьте всегда сами добрыми и искренними людьми. И тогда ваш ребенок всегда будет жить так, чтобы вас не разочаровать.

Физиологические основы кризиса подросткового возраста.

«Переходный», «трудный», «критический» – так зачастую называют подростковый возраст.

Подростковый возраст - это тот период в жизни ребенка, когда детство уже почти закончилось, а взрослая жизнь еще не началась. И именно этот момент перехода по шаткому мосту от детства к взрослости является, чуть ли, не самым важным временем на пути развития. Для того чтобы лучше понимать своего взрослеющего ребенка, каждому родителю необходимо знать о взаимодействии психологических и физиологических причин и проявлений подросткового кризиса.

Подростковый возраст – это тот момент в жизни ребенка, когда две «фабрики по производству гормонов» - гипофиз и щитовидная железа - начинают гонку по выполнению «пятилетки за 3 года». Они поставляют свою «продукцию» в кровь с такой активностью и скоростью, что заставляют большинство других эндокринных желез не отставать и тоже вступить в борьбу за звание «передовика производства».

В подростковом возрасте в кровь начинает поступать огромное количество гормонов роста и половых гормонов. Благодаря их сложным и запутанным «взаимоотношениям», возникает:

  • Резкое увеличение роста и веса. В среднем, «скачок роста» происходит у мальчиков с 13 до 15 лет, иногда продолжаясь до 17, а у девочек - на два года раньше. Так же изменяются пропорции тела. Сначала до “взрослых” размеров дорастают голова, кисти рук и ступни подростка, затем конечности - удлиняются руки и ноги - и в последнюю очередь туловище. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости.

  • Начало полового созревания. Появляются волосы на лице и теле, у мальчиков ломается голос и возникает эрекция, у девочек начинается менструация и формируется грудь, все это сопровождается появлением полового влечения.

  • Бурное протекание и смена эмоций. Смех подростка легко переходит в слезы, состояние абсолютного счастья, резко обрываясь по незначительной причине, сменяется унынием и грустью. Даже незначительное раздражение способно перерасти в гнев и вызвать приступ агрессии.

Психологические основы кризиса подросткового возраста.

Существует два возможных пути протекания кризиса подросткового возраста: «Кризис независимости».

Основные проявления:

  • Негативизм

  • Упрямство

  • Грубость

  • Бунтарство

  • Стремление во всем поступать по-своему, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям

  • Противостояние авторитетам и иконоборчество

  • Ревностное отношение к личному пространств.

Кризис зависимости.

Основные проявления:

  • Чрезмерное послушание

  • Возврат к детским интересам и формам поведения

  • Зависимость от взрослых

  • Несамостоятельность

  • Инфантильность в суждениях и поступках

  • Подчинение мнению большинства

  • Стремление быть «как все»

  «Кризис зависимости», как проявление кризиса подросткового возраста, куда больше устраивает большинство родителей, так как им кажется, что им удалось сохранить «правильные» и «гармоничные» отношения с подростком, то есть отношения по типу «взрослый – ребенок». Однако так ли это хорошо, как кажется на первый взгляд?

  Одной из первостепенных психологических задач кризиса подросткового возраста является обретение самостоятельности в принятии решений, суждениях, поступках, т.е. формирование более зрелой, взрослой позиции по отношению к себе и своей жизни. Поэтому, как бы нам, взрослым, ни хотелось обратного, путь «кризиса независимости» является наиболее продуктивным, т.к. дает возможность развивающейся личности подростка принимать и адаптироваться к новообразованиям, которые несет в себе подростковый возраст.

Такими новообразованиями, помимо обретения самостоятельности, являются:

  • Появление интереса к своему внутреннему миру. До 11-13 лет для ребенка первостепенную роль играет внешний мир, который он познает и с огромным интересом изучает, на который он проецирует свою фантазию, переживания и эмоции. А в процессе подросткового кризиса ребенок начинает заглядывать внутрь себя, обретая интерес к собственным переживаниям, своему положению в окружающем его мире людей и явлений, осознавать свою уникальность.

  • Бурное развитие критического мышления. Рассудочная, т.е. формальная, жесткая логика владеет умом подростка. Она требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. Отсюда берется, не особенно жалуемая взрослыми, особенность подросткового сознания - максимализм, который в сочетании с бушующими эмоциями порой заставляет подростка «навсегда» ссориться с друзьями и родителями, впадать в глубочайшее уныние в связи с «отсутствием смысла жизни», поскольку человеческие отношения и жизнь вообще настолько противоречивы и многообразны, что не укладываются в рамки формальной логики.

  • Потребность в близких отношениях и признании окружающих. Друзья для подростка зачастую становятся важнее и роднее членов семьи. Вспыхивают искры первой романтической влюбленности, порой разгорающиеся до настоящего пожара личной драмы. Человек начинает учиться любить и строить близкие отношения, и именно в этот период мнение окружающих о нем приобретает колоссальное значение.

A теперь давайте обрисуем наиболее распространенные результаты взаимодействия физиологических и психологических изменений, происходящих в процессе кризиса подросткового возраста:

  • Повышенный интерес к собственной внешности.

  • Стремление к независимости и свободе.

  • Группирование со сверстниками.

  • Повышенный интерес к сексу и взаимоотношениям полов.

  • Потребность в уединении.

  • Потребность в личном пространстве и ревностное к нему отношение.

  • Резкость и безапелляционность суждений.

  • Ранимость в сочетании с показной холодностью.

   Кризис подросткового возраста – самый сложный из всех возрастных кризисов для ребенка, т.к. именно в этот период он впервые по-настоящему глубоко заглядывает внутрь себя и оказывается способным осознавать многое из того, что с ним происходит, но далеко не всегда может понять причины происходящего. Поэтому перед родителями встает непростая задача – осознавая физиологическую и психологическую суть кризиса подросткового возраста стараться поддерживать и помогать ребенку на пути взросления.

Первым советом родителям подростка будет:

  1.  Расскажите подростку о том, что с ним творится. Для этого нужно выбрать подходящий момент, например, через какое-то время после незначительной ссоры, когда подросток «взорвался» на пустом месте. Начните разговор, когда вы оба уже «остыли», но память о произошедшем конфликте еще свежа. Постарайтесь полностью отказаться от обвинительной и уличающей манеры и вложить в свой рассказ максимум теплоты и понимания. Поведайте подростку о том, что происходит с его организмом и как это влияет на его эмоции и поведение. Дайте ему знать, что вы его понимаете и готовы поддержать, но не намерены спускать все с рук, т.к. он уже достаточно большой для того, чтобы учиться справляться со своими эмоциями и брать за них ответственность на себя. Вы можете сказать ему нечто, вроде: «Когда чувствуешь прилив злости, обиды или раздражения, остановись, глубоко вдохни и представь себе, как эти чувства уходят и растворяются вместе с выдыхаемым воздухом. Если потренируешься и научишься этому, ты будешь значительно реже ссориться с окружающими. Но, если тебе, все же, не удалось удержаться, и ты сорвался, найди в себе мужество открыто в этом признаться и извиниться». Подростку очень полезно знать о физиологических причинах его эмоциональных всплесков, но этого не достаточно, т.к., помимо резких перепадов эмоций, подростковый кризис проявляется во множестве других вещей. Поэтому подросток очень нуждается в вашей любви, понимании и поддержке. Вот ряд рекомендаций о том, как вы можете их выражать.

  2. Воспринимайте своего сына или дочь как взрослеющего человека. Ведь это уже не ребенок, полностью зависящий от вас, но еще и не взрослый, способный жить автономно. Поэтому и отношение к подростку должно быть соответствующее: необходимо найти золотую середину между тотальным контролем и вседозволенностью.Подросток нуждается именно в «контролируемой свободе», поскольку, как бы он ни кичился своей взрослостью, подсознательно он все еще находится в позиции воспитываемого ребенка.

  3. Ни в коем случае не делайте постоянных акцентов на недостатках внешности подростка! Даже очень мягко и ласково сказанные фразы, типа «ты моя пышечка», «носатик мой любимый», болезненно отзываются в сознании подростка, и он начинает постоянно обращать внимание на указанный недостаток, пытается его спрятать, кажется себе уродливым и недостойным любви. Это может приводить к таким ужасным последствиям, как, например, пищевые расстройства (анорексия и булемия), которыми последние несколько лет страдает такое количество девочек-подростков, что это превратилось в мировую проблему.

  4. Старайтесь не отвергать друзей вашего ребенка, даже если вы считаете, что дружба с ними может ему навредить. Подросток имеет право выбирать круг общения. Доверяйте своему ребенку и давайте ему право получать необходимый жизненный опыт, который он черпает из общения со своими друзьями. Бывают, конечно, и критические ситуации, когда люди, окружающие ребенка, могут принести ему непоправимый вред (например, пристрастить к наркотикам). В таком случае начните с мягкого высказывания своего мнения о том вреде, который они способны нанести подростку, но не ждите мгновенной реакции. Наберитесь терпения и продолжайте мягко напоминать ему о недостатках его друзей, давая ему время самому понять, что за люди его окружают. Ведь, если вы попытаетесь директивно запретить контактировать с ними, это приведет лишь к вашему конфликту с ребенком, его страданиям и попыткам встречаться с друзьями за вашей спиной, например, вместо хождения в школу.

  5. Интересуйтесь жизнью подростка. Многие старшеклассники говорят о том, что их общение с родителями ограничивается лишь формальным ежевечерним вопросом «ну, как дела в школе?», на который они отвечают так же формально. За фразой «не лезьте в мою жизнь», на самом деле, скрывается огромная потребность подростка в понимании и интересе со стороны взрослых.  Поэтому интересуйтесь жизнью ваших детей, их проблемами и переживаниями. И ни в коем случае не обесценивайте эти проблемы, даже если они кажутся вам совсем не значительными и по-детски наивными, ведь это жизнь вашего ребенка, поэтому, говоря «перестань, это же ерунда», вы обесцениваете саму его жизнь. А он нуждается в поддержке, мудром совете и понимании.

  6. Не накладывайте жесткое вето на разговоры о сексе. Склонность подростков «все опошлять», находя эротический подтекст даже в том, что, казалось бы, не имеет никакого отношения к сексу, есть не что иное, как доступное им снятие сексуального напряжения. Не бойтесь говорить со своим ребенком об интимной стороне жизни, т.к. подобные разговоры помогают ему сформировать адекватное отношение к той части действительности, которой он рано или поздно коснется.

  7. Предоставляйте подростку место и время для уединения, т.к. он зачастую нуждается в том, чтобы побыть наедине с самим собой, разобраться в своих чувствах и переживаниях, подумать о себе, своих проблемах, пофилософствовать и просто насладиться одиночеством.

  8. Не вторгайтесь в личное пространство подростка против его воли. Не выкидывайте его вещей и не убирайтесь в его комнате без его ведома и согласия, т.к. в подростковом возрасте для ребенка огромное значение приобретает обстановка, в которой он живет. Она становится не просто выражением его внутреннего мира, а его частью. И он готов защищать ее также ревностно, как и пространство своих переживаний и мыслей. Так же старайтесь не донимать подростка расспросами о том, что с ним происходит, если он дает вам однозначно понять, что не хочет говорить в данный момент.

   Но вам стоит всегда показывать подростку, что вы готовы его выслушать и поддержать. Для этого вы можете использовать фразы, типа «если захочешь поговорить, я на кухне».

   Спокойно относитесь к максимализму подростка и его резкости в суждения. Просто поймите, что в данный период времени ваш ребенок так мыслит, и не в его власти это изменить. Не пытайтесь переубеждать подростка, ожидая мгновенного согласия. Вам стоит мягко показывать другие возможные точки зрения. И, поверьте, даже если ваш ребенок всем своим видом демонстрирует, что в корне с вами не согласен, он прекрасно вас слышит и в конечном итоге зачастую руководствуется вашим более мудрым мнением, хотя лишь в крайне редких случаях признается в этом. Я часто слышу от подростков, чьим родителям удается вести себя подобным образом, такие фразы: «Моя мама – моя лучшая подруга. Я могу рассказать ей абсолютно все, и она всегда меня поддерживает и помогает советом». Но бывают ситуации, в которых не помогает даже подобное мудрое и чуткое отношение. Тогда кризис подросткового возраста становится настоящей проблемой - подросток пускается во все тяжкие: перестает учиться, начинает употреблять алкоголь и наркотики, ворует и лжет, предпринимает попытки самоубийства и многое другое. В такой ситуации советами ограничиться не получится. Здесь нужна консультация квалифицированного психолога, который поможет подростку и его семье преодолеть это критическое время.