Советы социального педагога

          Собрание   родительского клуба на тему: «Наша дружная семья».

Семья. Мы часто слышим или произносим это слово, но часто ли задумываемся о том, что оно обозначает? Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. У каждого из нас есть родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Семья – это те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сестрах и братьях, бабушках и дедушках. С семьи начинается жизнь любого человека, именно в семье происходит формирование его как личности. 

  В завершении собрания и закрепления совместного сотрудничества родители и специалисты центра поделились впечатлениями от проведения встречи.




 

«Детство без жестокости».

  В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится всё более и более актуальной, которая проявляется в широком спектре отклонений (бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркомания).

 Что попадает под понятие «жестокое обращение с детьми»?

 Жестоким обращением с детьми считают умышленные действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.

 Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика, отвержение, оставление без психологической и моральной поддержки. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим, опасным для жизни и здоровья ребёнка последствиям.

Виды насилия:

Физическое насилие – нанесение физических повреждений, телесных наказаний, а также вовлечение детей в употребление алкоголя, наркотиков.

Сексуальное насилие – использование ребёнка для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых, вовлечение в занятия проституцией, в т.ч. используя порнографическую литературу, фотографии, кинофильмы и т.п. с целью извлечения прибыли.

Психическое (эмоциональное) насилие - отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость (словесные оскорбления, угрозы и т.п.). Поведение, вызывающее у детей страх. Обвинения в адрес ребёнка (брань, крики), принижение его успехов, отвержение ребёнка, совершение в присутствии ребёнка насилия по отношению к супругу или другим детям и т.п.

Пренебрежение основными потребностями ребёнка – отсутствие условий для нормальной жизни ребёнка, заботы о его здоровье и развитии (невнимание к основным нуждам ребёнка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре).

 Способы воспитания в семье должны исключать пренебрежительное, жестокое и грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию ребёнка. Казалось бы, все должны знать, что такое – семья. У семьи есть свои законы, свои правила. Законы создания семьи сложны.  

   Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость, чем для управления государством. Конечно, каждый родитель вправе воспитывать ребенка теми методами и средствами, которые считает правильными и действенными. Каждый родитель выстраивает взаимодействие с ребенком по-своему, исходя из собственных ценностей, опыта и представлений.

  Кто-то считает, что ребенка можно шлепнуть, потому что боль невелика, а польза несомненна,кто-то думает, что в детстве ему попадало часто и это не повредило, у кого-то нет сил вытерпеть детскую наглость и рука самаподнимается, кто-то считает, что ребенку можно и нужно высказывать без оглядки все, что о нем думаешь.

  Таким образом, в каждой 4 Российской семье имеют место факты насилия.

  Жестокость порождает жестокость. Сила приучает к мысли, что считаться можно только силой. Используя жестокость и силу для воспитания ребенка, вы получите в будущем либо непримиримого врага, либо безвольного раба. Помните, об этом пожалуйста. В воспитаниинасилие – это сознательные или неосознанные физические, психические повреждения, которые причиняются в семьях и приводят к травмам, препятствуя развитию ребенка.

- физическое – причинение физической боли;

  Наказывая своего ребенка физически, родители наивно полагают, что самый короткий путь к разуму лежит «через ягодицы», а не через глаза и уши. Добиваясь видимого кратковременного послушания, родители своей жестокостью «воспитывают» фальшь и обман, притупляют процесс нормального развития ребенка. Воспитание насилием наносит вред и физическому и психическому здоровью детей и имеет тяжкие социальные последствия, самое главное из которых – воспроизводство жестокости. При таком воспитании у ребенка накапливается отрицательный опыт – со временем ребенок перестает бояться угроз и наказаний, считает, что быть наказанным не стыдно, моральная сторона воспитания обесценивается.

  Те, кого в детстве били и оскорбляли, вырастая, решают свои жизненные проблемы точно также. И если не остановить эту эстафету зла и насилия, то она будет передаваться из поколение в поколение: от отцов – к детям, от детей – к внукам.

  Самый распространенный метод воспитания – ремень. Этот помощник воспитания портит характер на всю жизнь, калечит детскую психику с гарантией, убивает радость качественно. Нужна ли нам, родителям такая помощь??? во многих городах России проведена акция «Ремень – не метод воспитания».

- психическое (эмоциональное) – когда ребенок испытывает постоянную нехватку внимания и любви, угрозы и насмешки, что приводит к потере чувства собственного достоинства и уверенности в себе; психический травматизм чаще всего вызван сдерживанием теплых родительских чувств к ребенку, резкой и грубой критикой в его адрес, оскорблением и запугиванием. Надо отметить, что подобная жестокость бывает не менее вредной, чем физическая. Такое неуважение родителями чувств, достоинства ребенка названо "душегубством". Оно преднамеренно направлено на подавление у детей чувства радости, любви. Жестокость создает основу для хронического психологического и психического расстройства. Следствием жестокого обращения с детьми бывает также их асоциальное поведение в самостоятельной жизни.

  Привыкая к насилию, дети начинают считать его нормой. Часто учитель при правильном спокойном общении с детьми не может добиться положительных результатов, исчерпав все педагогические приемы, учитель вынужден повысить голос. И что самое интересное – дети сразу обращают внимание на все, что говорит учитель и беспрекословно выполняют предложенное. Настораживает педагогов то, что подобный тон учителя не вызывает у детей чувства настороженности, оскорбленности.

Даже однократное насилие оставляет неизгладимый след в жизни жертвы.

Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции:

-страх;

- возмущение, протест;

- обиду, чувство оскорбленности, жажду мети и компенсации;

- разрушение «нравственных тормозов»;

- стремление к обману, изворотливость;

- потерю способности к здравому рассуждению;

- ребенок перестает видеть границу между добром и злом, между «можно» и «нельзя»;

- агрессивное поведение;

- снижение самооценки;

- ненависть к себе и окружающим (если ребенка часто бьют).

  Жесткое обращение с детьми обычно также вызывает задержку их психического и социального развития. Чувства, которые мы проявляем во время похвалы или критики детей не всегда соответствуют моменту. Кричать на детей бесполезно. Криком вы лишь покажите ребенку, что потеряли контроль над ситуацией и незнаете, что делать дальше.

  Да, дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их – дело очень нелегкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения оскорблений и тем белее телесных повреждений. Пусть детство ваших детей будет без жестокости и насилия, и ваш ребенок пронесет память о родительском доме на всю жизнь.  




     Родительское собрание: «Роль семьи в воспитании детей».

       25.06.2019 года было проведено собрание на тему: «Роль семьи в воспитании детей», приняли участие родители воспитанников, а также специалисты Центра.

      Основной целью встречи было формирование у родителей неравнодушного отношения к проблемам детей и осознанного родительства,  ценностей семейного воспитания, а также расширение границ социального партнерства, информировали родителей о реализуемых программах реабилитации.

       Подводя итог, родители и специалисты пришли к общему мнению, что в силах (родителей,  специалистов, воспитателей) создать условия для развития ребенка.  И, конечно, всем будет сопутствовать успех, если мы сумеем наладить взаимодействие, и выработать единую стратегию в воспитании и развитии детей.

       В конце родительского собрания каждый получил памятку с рекомендациями «Роль родителей в воспитании детей».




КАК  НАУЧИТЬ  ДЕТЕЙ  ОБЩАТЬСЯ.

Личная привлекательность: важно объяснить как можно раньше ребенку, что человеческая привлекательность - это гораздо больше, чем природная красота. Даже самые некрасивые люди могут стать более привлекательными с помощью простых средств: аккуратность и чистоплотность, хорошие манеры, овладение каким-либо умением.

Навыки общения: как можно чаще разговаривайте с детьми. Если дети в таких беседах научатся выражать свои мысли и чувства, обсуждать самые разнообразные вопросы, для них не составят труда непринужденные разговоры с другими людьми.

Помогите ребенку стать хорошим другом: Ваш ребенок должен быть чутким, порядочным и отзывчивым, уметь дарить любовь и теплоту, быть надежным другом, уметь откликаться на чужую беду.

Верьте в своих детей: Цените их, постарайтесь оказывать гостеприимство людям, которых ваши дети выбрали в друзья, даже если вы не одобряете их выбор.

Как помочь детям с нарушениями в общении?

Агрессивный ребенок: Научите детей вежливо просить то, что они хотят, цените их мнение. Покажите им, как получить желаемое, не расстраивая других. Научите детей управлять своими чувствами и адекватно выражать свои переживания.

Лживый ребенок: Многие дети лгут, чтобы избавить себя от осуждения и критики. Помогите детям усвоить, что можно говорить правду, не опасаясь последствий. Они должны быть уверены, что родители рассеют их страхи, растолкуют ошибочность их представлений и помогут им преодолеть все это.

Вызывающее поведение ребенка: Позвольте вашему ребенку действовать самостоятельно там, где это возможно. Дети должны понять, что, когда друг к другу относятся с уважением, сотрудничество лучше, чем противостояние. Безусловно, принимайте ребенка. Активно и заинтересованно выслушивай.

Застенчивые дети: Поговорите с вашими детьми и постарайтесь проникнуть в их внутренний мир, чтобы выяснить, не является ли стеснительность проблемой для них. Спросите, как вы можете им помочь чувствовать себя более удобно в обществе других людей. Не пытайтесь втянуть детей в ситуации, к которым они не готовы. Помогите им, делая маленькие шаги, преодолевать свою застенчивость. Не позволяйте детям из-за стеснительности отказываться от выполнения необходимых дел.

Истерические проявления: Один из лучших способов реакции на вспышки раздражения - просто не обращать на них внимания, стойте спокойно и ждите, пока не пройдет. В спокойном состоянии научите ребенка другим образом справляться со своими чувствами - выражать чувства словами. Дети должны уяснить, что вспышками раздражения они не добьются желаемого, что существуют другие, более пригодные пути.

Основные приемы разрешения конфликтов

  1. Доброжелательность
  2. Мысленно  встать на сторону другого человека, чтобы понять, какие события привели его в состояние конфликта («А каково было бы мне в том состоянии?»
  3. Подчеркнуть лучшие качества, которые есть в другом человеке, и помочь ему справиться со своим состоянием.
  4. Попросить у другого человека совета, как вам поступить с ним, как бы он сам решил эту ситуацию.

 




"Правила поведения детей и подростков в общественных местах"

    Дети и подростки обязаны:

- в общественных местах - на улицах, бульварах, во дворах, в парках, театрах, кинотеатрах, домах культуры, клубах, на стадионах, катках, спортплощадках, в городском и других видах транспорта строго соблюдать общественный порядок, правила уличного движения и пользования городским и другими видами транспорта;

- быть вежливыми со старшими, внимательными к лицам преклонного возраста, инвалидам и маленьким детям;

- бережно относиться к государственному и общественному имуществу;

- соблюдать чистоту на улицах и в общественных местах;

- удерживать товарищей от недостойных поступков.

        Детям и подросткам запрещается:

    - участвовать в несанкционированных уличных шествиях, нарушающих общественный порядок;

    - играть в карты и другие азартные игры, распивать спиртные напитки, торговать на улицах, бульварах, в скверах, на пляжах и в других общественных местах;

    - заниматься перепродажей по завышенным ценам билетов в кинотеатры, видеосалоны, на публичные выступления рок-ансамблей, тиражированием, скупкой перепродажей видеокассет;

    - загрязнять улицы, дворы, подъезды и другие общественные места;

    - ломать зеленые насаждения, портить газоны и клумбы, стены домов и подъездов, а также другое государственное и общественное имущество, собираться группами в подъездах, на крышах домов и в подвалах;

    - играть, кататься на коньках, лыжах, санках, самокатах на проезжей части дороги;

    - ездить на подножках и буферах троллейбусов, автобусов, автомашин, железнодорожных вагонов;

    - лицам моложе 14 лет управлять велосипедом при движении по дорогам, а моложе 16 лет - велосипедом с подвесным мотором, мопедом или мотоциклом;

    купаться в реках, озерах, прудах в неустановленных для купания местах;

    - накладывать на железнодорожные рельсы посторонние предметы.




    Инструкция по правилам безопасности пешеходов.

    1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам.

     При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части).

     При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

     При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

    2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд.

     Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время су ток и в условиях недостаточной видимости - с включенными фонарями: спереди - белого цвета, сзади - красного.

     Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

    3. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

     При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

    4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.

    5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

    При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

    6. Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

    7. При приближении транспортных средств с включенными синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на ней должны уступить дорогу этим транспортным средствам и незамедлительно освободить проезжую часть.

    8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.




    Инструкция по правилам безопасности на водоёмах.

     Умение хорошо плавать - одна из важнейших гарантий безопасного отдыха на воде, но помните, что даже хороший пловец должен соблюдать постоянную осторожность, дисциплину и строго придерживаться правил поведения на воде.

     Плавать лучше параллельно линии берега и не заплывать далеко. На реке нужно плыть против течения, иначе потом будет тяжело возвращаться. Нужно помнить, что у берега течение слабее, чем на середине реки.

     Купание полезно только здоровым людям, поэтому проконсультируйтесь с врачом, можно ли вам купаться. Первый раз купаться следует в солнечную, безветренную погоду при температуре воздуха 20-23 градуса тепла, воды - 17-19 градусов. Лучшее время суток для купания - 8-10 часов утра и 17-19 часов вечера. Не следует купаться раньше чем через час-полтора после приема пищи. Перед купанием следует отдохнуть. Не рекомендуется входить в воду разгоряченным. Не отплывайте далеко от берега, не заплывайте за предупредительные знаки.

      Перед купанием в незнакомых местах обследуйте дно. Входите в воду осторожно, медленно, когда вода дойдет вам до пояса, остановитесь и быстро окунитесь. Никогда не плавайте в одиночестве, особенно, если не уверены в своих силах. Не подавайте ложных сигналов бедствия.

      Опасно прыгать (нырять) в воду в неизвестном месте - можно удариться головой о грунт, корягу, сваю и т.п., сломать шейные позвонки, потерять сознание и погибнуть.

     Запутавшись в водорослях, не делайте резких движений и рывков. Необходимо лечь на спину, стремясь мягкими, спокойными движениями выплыть в ту сторону, откуда приплыли. Если все-таки не удается освободиться от растений, то, освободив руки, нужно поднять ноги и постараться осторожно освободиться от растений при помощи рук.

     Нельзя подплывать близко к идущим судам с целью покачаться на волнах. Вблизи идущего теплохода возникает течение, которое может затянуть под винт.

     Попав в быстрое течение, не следует бороться против него, необходимо не нарушая дыхания плыть по течению к берегу. Оказавшись в водовороте, не следует поддаваться страху, терять чувство самообладания. Необходимо набрать побольше воздуха в легкие, погрузиться в воду и, сделав сильный рывок в сторону по течению, всплыть на поверхность.

      При переохлаждении тела пловца в воде могут появиться судороги, которые сводят руку, а чаще ногу или обе ноги.

     При судорогах надо немедленно выйти из воды. Если нет этой возможности, то необходимо действовать следующим образом: изменить стиль плавания - плыть на спине. При ощущении стягивания пальцев руки, надо быстро, с силой сжать кисть руки в кулак, сделать резкое отбрасывающее движение рукой в наружную сторону, разжать кулак.

     При судороге икроножной мышцы необходимо согнуться, двумя руками обхватить стопу пострадавшей ноги и с силой подтянуть стопу к себе.

     При судорогах мышц бедра необходимо обхватить рукой ногу с наружной стороны ниже голени у лодыжки (за подъем) и, согнув ее в колене, потянуть рукой с силой назад к спине.

     Произвести укалывание любым острым подручным предметом (булавкой, иголкой и т.п.), для этого, на всякий случай, необходимо прикрепить булавку к купальным костюмам.

    Уставший пловец должен помнить, что лучшим способом для отдыха на воде является положение "лежа на спине".

                                                                                                 




    Безопасность на улице.

    1. Младшие школьники должны хорошо знать свой домашний адрес, номер телефона как домашнего, так и рабочих родителей. 

    2. Отправляясь на прогулку, вы должны сообщить своим родителям куда идёте, обговорить конкретное время возвращения домой. 

    3. Гулять или играть можно только там, где разрешили родители. Избегайте слабоосвещённых и безлюдных мест. 

    4. Никогда не принимайте от незнакомых людей сладости, подарки, деньги, приглашение покататься на машине.

     5. Крайне опасно соглашаться с незнакомыми людьми куда-либо пойти или поехать, просить их что-нибудь сделать (например, найти потерявшуюся кошку или собаку, поднести вещи, вместе поиграть или сфотографироваться).

     6. Не вступайте в разговор с незнакомыми людьми. Особенно, когда они пытаются узнать, где и с кем вы живёте, где работают ваши родители и т.д.

    7. Если вы увидели на улице дерущихся - не встревайте в драку. Обойдите это опасное место стороной и сообщите взрослым, чтобы они вызвали милицию. 

    8. Если группа людей останавливает вас с вопросами, продолжайте движение. Таким образом, вы помешаете им вас окружить и дадите понять, что не напугались. 

    9. Если вас схватили на улице и пытаются завести в подъезд или заталкивают в машину, или просто куда-то пытаются тащить - кричите, упирайтесь, зовите милицию, любыми способами привлекайте к себе внимание. Если это случилось в помещении - кричите «Пожар!». Обычно на этот крик откликаются все, кто вас услышал, потому что пожар несёт в себе опасность для всех.

    Правила поведения вблизи железнодорожных путей.

     Каждый гражданин должен помнить, что железнодорожный транспорт – зона повышенной опасности и пользуясь его услугами, гражданин обязан выполнять общепринятые правила личной безопасности. Переходите железнодорожные пути только в установленных местах, пользуясь пешеходными мостами, тоннелями, настилами, убедившись в отсутствии движущегося поезда или маневрового локомотива.

              Помните, что опасно для жизни – оставлять детей без присмотра и позволять им играть вблизи железной дороги. ЗАПОМНИТЕ:

    - Проезд и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого местах; - При проезде и переходе через железнодорожные пути гражданам необходимо пользоваться специально оборудованными для этого пешеходными переходами, тоннелями, мостами, железнодорожными переездами.ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

    - Подлезать под железнодорожным подвижным составом; - Перелезать через автосцепные устройства между вагонами; - Заходить за ограничительную линию у края пассажирской платформы; - Бежать по пассажирской платформе рядом с прибывающим или отправляющимся поездом; - Устраивать различные подвижные игры; - Оставлять детей без присмотра (гражданам с детьми); - Прыгать с пассажирской платформы на железнодорожные пути; - Осуществлять посадку и (или) высадку во время движения.




    "Учись быть добрым".

      Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего возраста. Главное в это время - проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку, покормил птичку), обучать способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться и т.д.). Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательность по отношению к взрослым, детям, животным, и тем более подкреплять эти действия положительной оценкой (малыш бьет маму по лицу, а та радуется и смеется). Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что - отрицательную.

      Нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Причем малыш не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит.

      Усвоив норму, ребенок, прежде всего, начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстником, чем самим собой. Очень часто он правильно оценивает выполнение нравственных норм товарищами и ошибается в отношении себя. Стремление утвердиться в знании нравственной нормы приводит к появлению особых высказываний в адрес взрослых - "жалоб-заявлений", которые содержат сообщения о нарушении правил кем-то из детей. Ребенок, обращаясь к взрослому, хочет утвердиться в том, правильно ли он понимает норму или правило. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, малыш подходит к реальной самооценке.

      Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом: «Нельзя обманывать взрослых», «Маленьких нельзя обижать» и т.д. То есть дети констатируют, что можно делать, а что нельзя. О сформированности понимания нравственной нормы можно говорить в том случае, если ребенок объясняет, почему норму необходимо соблюдать.

      Учите детей доброте всегда и везде. Даже сказанное невзначай слово будет услышано. Во время совместной прогулки не забывайте посмотреть по сторонам, подметить красивое, интересное. Всегда есть что-то, достойное внимания, а возможно, и сочувствия. Не ленитесь объяснить ребенку, почему вы сочли нужным проявить участие или сочувствие. Видя ваше бережное отношение к окружающему миру, ребенок впитает его так же естественно, как материнское молоко. И это обернется пользой, прежде всего, для Вас самих.

      Но бывает и так, что взрослые вкладывают всю душу, чтобы передать ребенку свои чувства, а ребенок остается безучастным к красоте окружающего. В таких случаях надо предлагать ему самому высказаться, чтобы понять, чувствует ли он красоту, каково его образное восприятие. Мальчик видит ландыш и кричит: «Мама, посмотри, какой ландыш!» — «Какой же?» — спрашивает мама. «Нежный, душистый».

      Вкладывая в юного человека понятия добра и зла, невозможно обойтись без художественной литературы. Она – важное подспорье на этом пути. Во время чтения книги ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать жела­ние стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.

      Воспитывая в детях добрые, гуманные чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования. Не допускайте и всегда осуждайте проявления жестокости по отношению к любому живому существу, особенно беззащитному. Расскажите, что любое существо природе необходимо, для нее вредных организмов не бывает, каждая букашка на счету. Объясните, что нельзя ради забавы (когда речь не идет об угрозе здоровью или жизни) истязать или губить насекомых, маленьких животных, растения – тех, кто не в состоянии себя защитить от человека. Учите детей пресекать случаи жестокого обращения среди сверстников. 




    САМЫЕ ПОСТЫДНЫЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ.

     Применение физической силы к детям не дает ничего хорошего. Побои, подзатыльники, пинки, пощечины и другие физические наказания унизительны и оскорбительны для ребенка. Очень может быть, что физическое оскорбление в детстве во взрослой жизни выливается в такие проблемы, как избиение женщины, изнасилование, правонарушения и преступления.

     Рукоприкладство редко приносит положительные результаты. А вместо этого у ребенка зарождаются недоверие, негодование, враждебность, озлобленность и желание отомстить родителю, наказавшему его так жестоко.

     Принуждение тесно связано с физическим насилием и применяется, когда ребенок не подчиняется уговорам сделать что-либо, и родители, не утруждая себя поисками разумного выхода из такой ситуации, бранятся или наказывают ребенка.

     Родители принуждением могут добиться своего, но успех, связанный с насилием, будет шатким и сомнительным. Дети начинают избегать родителей, злятся на них, испытывают перед ними страх и сами очень страдают от этого. Родители, которые применяют силу и принуждение в воспитательных целях, часто жалуются, что их дети совершают подлые поступки, и не хотят понимать, что это поведение – закономерный результат бездумного подчинения ребенка воле взрослого.

     Родители склонны думать, что крик помогает им добиться послушания от своих детей, что повышение голоса добавляет их словам весомости. Все мы в той или иной ситуации доходим до крика, хотя знаем, что от этого не будет никакой пользы делу и что криком не добьешься ничего, кроме головной боли, усталости и раздражения. Диалог на повышенных тонах вошел в привычку, может быть, потому, что не требует интеллектуальных и эмоциональных затрат и что на собеседника таким способом можно вылить собственную злость, обиду, неудовлетворенность, беспомощность. Крик может помочь лишь в ситуации, когда дети готовы подчиниться, только бы родители утихли. Однако подростки, на которых часто повышают голос, становятся беспокойными, неуверенными в своих силах или учатся попросту игнорировать родителей.

     Требование немедленного подчинения тесно связано с принуждением и часто выражается криком. Такой ребенок становится жертвой родителей, постоянно от него чего-то требующих; вырастает запуганным и податливым. Став взрослым, он не имеет чувства собственного достоинства, уступает другим, боясь выразить свое мнение и немедленно подчиняясь требованиям более сильного. Взрослые не любят, когда другие вмешиваются  в их дела; не думайте, что  из детей, которыми всегда руководят, получаются самостоятельные и независимые люди.

     Любое поручение, которое вы хотели бы дать своим детям, будет, вероятно, пустой тратой времени и сил, если будет начинаться словами:

    Что тебе следует делать, так это…

    Если ты хочешь меня попросить, то тебе следует…

    Ты обязан…

    Я в твои годы…

    Твоя беда в том, что ты…

    Поучения и нотации являются просто утешением  для родителей, не знающих, что им еще предпринять.

     Совет нужен тогда, когда спрашивают. Многих ошибок можно избежать, если вовремя прислушаться к советам старших. Но дети хотят делать свои собственные ошибки, следуя истине, что чужой опыт еще никого не научил.

     Родители часто бывают раздражительны оттого, что дети огорчают их неожиданными поступками или не оправдывают их доверия. Когда дети оказываются причиной горьких разочарований, когда житейские проблемы, затруднительные ситуации или обстоятельства, связанные с особой напряженностью, выбивают нас из привычной колеи, мы срываемся на детей, ругаем их без всякой меры по малейшему поводу.

     Некоторые наши слова, которые мы говорим сгоряча, чтобы выплеснуть свою злобу или раздражение, вредят детям и их чувству собственного достоинства.

     Некоторые родители в запале гнева говорят слова, которые наносят глубокие душевные травмы ребенку: «Я не могу тебя видеть!», «Ну почему ты вырос таким идиотом?», «Мне иногда хочется, чтобы тебя вообще не было на свете!».

    Такие сделанные со зла заявления могут прочно засесть в мозгу ребенка на долгие годы и окончательно испортить отношения в семье.

     Если вы хотите, чтобы дети имели устойчивую психику и чувство собственного достоинства, в перечень применяемых вами воспитательных приемов не должны входить посрамление и унижение: «Ты не можешь вести себя, как все нормальные люди», «Я не могу больше терпеть тебя, я ухожу и не знаю, вернусь ли когда-нибудь», «Это самая большая глупость, которую ты совершил».

     Если искренне хотите, чтобы дети имели чувство самоуважения, не используйте сарказм.

     Чувство вины, так же как и ответственность за совершенный поступок, необходимо для большинства из нас, без него вряд ли можно представить порядочного человека. Однако некоторые родители мастерски заставляют своих детей почувствовать себя провинившимися, чувство вины перед самыми близкими людьми уродует душу ребенка, делает его настороженным, лишает независимости и способности вести себя легко, искренне, непосредственно и свободно. Просто безнравственно усугублять чувство вины словами вроде: «Если бы ты меня любил, никогда бы не сделал этого», «Я всю жизнь тебе посвятил, и что получаю теперь взамен?».

     Часто в нездоровых семьях, где употребляют алкоголь и наркотики, родители навязывают вину за свое состояние собственным детям. Дети в подобных семьях страдают от необходимости заботиться о них и от невозможности изменить сложившуюся ситуацию. Дети также могут винить себя в материальной необеспеченности семьи, в том, что являются причиной эмоциональной напряженности в отношениях и размолвках отца и матери, во многих других бедах, которые в действительности никак от них не зависят.

     Помните: чтобы добиться успеха в воспитании, недостаточно быть просто «педагогической энциклопедией» – надо применять различные способы управления поведением к своему неповторимому ребенку.




    Причины и последствия детской агрессии.

       Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей, то они в первую очередь связаны с семьей.

       Если роди­тели постоянно пытаются подчеркивать достоинства своего ребенка не только перед другими людьми, но и в первую очередь в своем доме, то, безусловно, ребенок будет стараться проявлять те качества, кото­рые подчеркивают родители в нем.

      Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребенка, особенно перед чужими людьми, то ребенку уже нечего те­рять, порог стыдливости и ответственности преодолен, следователь­но, можно продолжать повторять делать плохо.

        Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость и хамство ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчеркивать это — ежедневная школа агрессии, в которой ребенок формируется и получает уроки мастерства в проявлении аг­рессии.

        Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведе­ния детей является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к собственному ребенку. Требовательный по отно­шению к себе родитель никогда не позволит требовать от своего ре­бенка то, что им самим в его ребенке не заложено. Требовательный к себе родитель способен анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учетом складывающейся ситуации.

        Однако родители должны помнить, что требовательность — это не тирания. Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной.

        Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что ро­дители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требо­вания, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды. Напри­мер, если в школе «легкие уроки» и родители считают, что туда мож­но не идти, не следует писать записку, что ребенку плохо. Через пару лет он сам напишет записку учителю и распишется за отца или мать.

      Требовательность по отношению к ребенку должна быть разум­ной. Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятель­ствами, с физическим и душевным состоянием ребенка.

      Требовательность оправдана тогда, когда перед ребенком выдви­гаются посильные задачи и оказывается посильная помощь в их ре­шении, иначе она просто лишена смысла. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспо­тичной форме, вызовет сопротивление любого ребенка, даже самого покладистого. Разница только в том, что покладистый ребенок будет выражать протест скрыто, а ребенок не очень покладистый будет вы­ражать его открыто. Требования к младшим школьникам лучше вы­ражать в увлекательной игровой форме.

      В своих методах воспитания, в предъявлении требовательности к ребенку родители должны быть последовательны и едины. Как толь­ко в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг другу в воспитании ребенка, это даст возможность ребенку ла­вировать между родителями, шантажировать их, врать им.

       Если это удается длительное время, а затем налагается запрет, это приводит к проявлению агрессивности со стороны ребенка. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской сте­реотип, культивируется в семье и средствах массовой информации.   Очень частой причиной детской агрессии является семейная ситуация.

       Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где аг­рессию взрослых он видел ежедневно и она стала нормой его жизни.

        Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: се­годня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, что вновь навя­зывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрес­сии против родителей и других людей.

    Памятка для родителей.

     Агрессивность ребенка проявляется, если:

    • ребенка бьют;
    • над ребенком издеваются;
    • над ребенком зло шутят;
    • ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
    • родители заведомо лгут;
    • родители пьют и устраивают дебоши;
    • родители воспитывают ребенка двойной моралью;
    • родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;
    • родители не умеют любить одинаково своих детей;
    • родители ребенку не доверяют;
    • родители настраивают ребенка друг против друга;
    • родители не общаются со своим ребенком;
    • вход в дом закрыт для друзей ребенка;
    • родители проявляют к ребенку мелочную опеку и заботу;
    • родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.

        Для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале ро­дители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требователь­ность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, забо­ту, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.




    Мотивация ребенка на обучение.

     В настоящее время практически в каждой семье вопрос о мотивации ребенка к учению без преувеличения может быть назван центральным. Так как  с каждым годом преподаватели и родители все чаще отмечают резкое снижение уровня интереса к учебной деятельности уже в начале учебного года.

     Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием? Мотивация школьника – это то, что побуждает его двигаться в том или ином направлении.

     Катализатором мотивации является ежедневная работа взрослых, в первую очередь родителей.Поэтому перед родителями стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

    Приемы, которые помогут родителям в формировании мотивации к учебной деятельности:

    • Выяснить, что является причиной низкой мотивации: неумение учиться или ошибки воспитательного характера.Причиной отсутствия мотивации может быть и прошлый неудачный опыт (два раза не получилось, третий раз не буду и пытаться). Родителям необходимо учить ребенка «не сдаваться», а продолжать стремиться к результату, верить в себя и свои силы и тогда результат не заставит себя ждать.
    • Применять в соответствии с причиной коррекционные меры: учить ребенка учиться, если не сформированы навыки учебной деятельности и произвольного поведения, или и исправлять свои воспитательные ошибки, а для начала их необходимо просто увидеть и признаться себе, что «я делаю что-то не так».
    • Контролировать процесс обучения и учитывать индивидуальные особенности ребенка: когда ему лучше сесть за уроки, какие уроки делать в первую очередь, когда делать паузы и пр. Постепенно приучать к самоконтролю.
    • Важно создать условия для ребенка, в которых бы он сам, может быть и с трудом выполнил задание, а не делать за ребенка. Например, не надо показывать, как решать задачу, решая ее вместо ребенка, а лучше создать такую ситуацию, когда хотя бы часть задачи ребенок делает сам. «Ты старался, молодец. Но ты допустил две ошибки. Найди их».
    • Необходимо отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, даже незначительные сдвиги к лучшему.
    • Очень важным моментом в учебной мотивации является адекватная самооценка ребенка. Дети с заниженной самооценкой недооценивают свои возможности и снижают учебную мотивацию, дети с завышенной самооценкой адекватно не видят границы своих способностей, не привыкли видеть и признавать своих ошибок. Поэтому, очень важно – адекватность самооценки ребенка в отношении учебного процесса, в том числе.
    • В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера. Важно объяснить ребенку, что процесс формирования умения учиться процесс длительный, но необходимый.
    • Не ожидайте немедленных успехов – снимите по этому поводу «розовые очки». Могут быть падения, «топтание» на месте. Но если вы будете последовательно и систематически работать над вопросом повышения учебной мотивации своего ребенка, то непременно будет взлет.
    • Также очень важным моментом является то, верит ребенок в свои успехи или нет. Учитель и родители должны постоянно поддерживать веру ребенка в свои силы, причем, чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка, тем более сильной должна быть поддержка со стороны тех, кто занимается его воспитанием детей.

     Помните, что Ваш ребенок – это личность, ничего не должная Вам, но до какого-то момента зависящая от Вас и нуждающаяся в Вашей поддержке и в Вашем признании ее как самодостаточной.




    Профилактическая беседа с родителями: «ВИЧ-инфекция и СПИД».

    Сегодня мы с вами поговорим о проблеме ВИЧ-инфекции и СПИДа в современном обществе. ВИЧ-это вирус иммунодефицита человека, который приводит к развитию заболевания, которое называется ВИЧ-инфекция. Без своевременно предоставленного лечения (оно лишь замораживает процесс заболевания) в организме человека, живущего с ВИЧ, развивается тяжелое поражение жизненно важных органов и систем. Данная стадия ВИЧ-инфекции получила название «синдром приобретенного иммунодефицита» - сокращенно СПИД. Наличие ВИЧ в организме может привести к развитию СПИДа и смерти.

    Существует ошибочное мнение, что люди, живущие с ВИЧ, выглядят болезненно, они физически истощены и плохо себя чувствуют. Это не так. По внешнему виду невозможно определить, есть у человека ВИЧ-инфекция или нет. Единственная возможность определить это – пройти специальный тест (сдать кровь на ВИЧ-инфекцию).

    Тест на ВИЧ-инфекцию проводится в медицинском учреждении обученным медицинским специалистом. С помощью данного теста обнаруживают не вирус иммунодефицита человека, антитела к нему. Антитела вырабатываются иммунной  системой человека в ответ на проникновение вируса в организм.

    Обнаружить антитела к ВИЧ-сразу после инфицирования практически невозможно. В достаточном для обнаружения количестве они обычно вырабатываются в течение трех месяцев после заражения, реже шести месяцев. Период, когда вирус в организме уже есть, но антитела еще не обнаружены, называется периодом развития антител, периодом сероконверсии, периодом «серонегативного окна» или просто «периодом окна». В «период окна» тест на ВИЧ-инфекцию является отрицательным, но человек уже способен заражать других людей.

    Положительный результат (при обнаружении антител к ВИЧ) указывает только на вероятность заражения ВИЧ-инфекцией, так как иногда может быть связан с развитием опухолевых или аутоимунных заболеваний, а также при беременности и т.д. Поэтому при получении положительного результата человеку дают направления на дополнительные исследования в экспертной лаборатории. И только после вторичного подтверждения ставят диагноз «ВИЧ-инфекция».

    Тестирование на ВИЧ-инфекцию рекомендуется всем людям, живущим сексуальной жизнью и/или имевшим опыт использования общего инъекционного инструментария. Пройти тест на ВИЧ-инфекцию также рекомендуется в том случае, если молодые люди предполагают длительные сексуальные отношения.

    Современные методы лечения ВИЧ-инфекции позволяют долгое время сохранять здоровье, предотвращая возможность СПИДа. И именно поэтому так важно своевременно узнать о своем ВИЧ-статусе и получить необходимую медицинскую помощь.

    ВИЧ-инфекция – опасное заболевание, но, к счастью, каждый человек в состоянии защитить себя от него. Можно быть уверенным в своей безопасности, если:

    1. Не спешить с началом сексуальных отношений: воздержание – надежный способ защиты от ВИЧ-инфекции;
    2. Использовать презерватив при каждом сексуальном контакте;
    3. Избегать использования общего инструментария, который контактирует с кровью: машинок для нанесения татуировки и пирсинга, бритв, шприцев.

    Ситуации, требующие осмысленного отношения к происходящему:

    1. Когда вы или ваш партнер находитесь под воздействием алкоголя. Алкоголь расслабляет и снимает барьеры, и люди легче идут на контакт, практически не вспоминая о средствах защиты. Поскольку сексуальное желание часто лишает возможности рассуждать здраво, о наличии презерватива лучше позаботиться заранее. Помните, что подобные ситуации значительно повышают риск заражения ВИЧ-инфекцией, другими ИППП и риск нежелательной беременности.
    2. Когда ни у вас, ни у вашего партнера нет презерватива.
    3. Когда ваш партнер отказывается использовать презерватив. Это особенно актуально, если вы знакомы недолго. Такое поведение должно насторожить вас, потому что, если он не хочет использовать презерватив с вами, то он, скорее всего, не использует презерватив с другими.

    Вопросы для обсуждения:

    1)почему верность  - это так здорово?  Действительно, сохраняя верность, вы можете в полной мере проявить свои чувства. Вы остаетесь честным перед самим собой. Вы сохраняете свое здоровье.

    2) Как следует относиться к людям, страдающим ВИЧ-инфекцией, СПИДом? К больным людям следует относиться так же, как ко всем другим людям, необходимо проявлять толерантность в вопросах, касающихся ВИЧ-инфекции.

    3) Нужно ли знать людям о проблемах ВИЧ-инфекции? Действительно нужно, чтобы защитить себя и близких от опасного заболевания.




    Консультация  по вопросу профилактики жестокого обращения к детям в семье.

    Л.Н. Толстой писал: «Наказание вредно потому, что оно озлобляет того, кого наказывают…Желание наказать есть желание мести».

     Как бы нам ни хотелось думать иначе, жестокое обращение с детьми является широко распространенным явлением, которое сейчас так часто обсуждается по телевидению и другими средствами массовой информации. От 3,5 до 16% всех детей подвергаются жестокому обращению со стороны своих родителей с применением физической силы. Каждый год тысячи детей погибают от рук своих родителей.

     Научный прогресс вносит свои изменения во многие области нашей жизни, но, как показывает практика, не во все.

     Одной из самых уязвимых областей является ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ. Многие родители воспитывают детей, как они говорят, дедовским методом: ремнём. Взрослые воспринимают данный метод воспитания, как нечто совершенно нормальное явление, не видя в нём ничего предосудительного, и считают его действенным и быстрым методом воздействия на ребёнка.  Только вот в чём парадокс: если взрослый человек  ударил другого взрослого, это рассматривается как насилие и агрессия, а если родитель ударил своего ребенка, то в большинстве случаев это считается «воспитательным» процессом.

    В обоих случаях происходит аналогичное действие-удар, ведущее к аналогичному результату: боли или физической травме, а также к сильному психическому страданию. Почему существует это различие в толковании удара взрослого человека, нанесенного другому взрослому, и удара взрослого человека, нанесенного ребенку?

    Давайте попробуем разобраться в том, что побуждает родителей воспитывать своих детей методами телесного наказания, как такой стиль воспитания отражается на детском теле и психике, и к чему, в конечном итоге, это может привести.

    Почему родители бьют своих детей?

    1. Дедовский метод. Нынешние родители сами в детстве подвергались телесному наказанию.

    2. Правовая безграмотность родителей. Родители не знают о последствиях телесного наказания для развития ребенка, в то время как оно оставляет глубокие следы в психике ребенка и влияет на его поведение и индивидуальность.

    3. Ребенок – собственность родителей. Ребенок не рассматривается как полноправная личность. Поэтому некоторые родители считают себя вправе проявлять агрессию по отношению к ребенку: «Я тебя породил, я тебя и убью».

    4. Безконтрольность. Взрослый человек не в состоянии контролировать собственное поведение.

    5. Рутина. Загруженный рабочий график, бытовые проблемы, материальное неблагополучие, забота о завтрашнем дне и т.д. вызывают нервное напряжение, которое некоторые родители выливают на своих детей.

    Последствия телесного наказания.

    Как правило, телесное наказание сопровождается другими формами агрессивного поведения: запугиванием, угрозами, словесными оскорблениями, отвержением и т.д. Все эти формы поведения лишь усиливают страдания ребенка. Особенно сильные страдания он [ребёнок] испытывает от эмоциональной агрессии (оскорбления).

    Физическое наказание может привести к потере здоровья, вплоть до летального исхода.

    Скрытые последствия телесного наказания со стороны родителей - психологические последствия.

    Иногда, опасаясь физического наказания со стороны взрослых, ребенок отказывается от поведения, за которое был наказан. Казалась бы, телесное наказание достигло свей цели. Но нет! Телесное наказание, на самом деле, сильно повлияло на индивидуальность ребенка.

    После телесного наказания ребенок чувствует себя:

    - униженным;

    - оскорбленным;

    - беспомощным;

    - бесправным;

    - нелюбимым своими родителями;

    - лишенным поддержки;

    - нежеланным.

    Ребенок, подвергающийся жестокому обращению со стороны взрослого:

    - становится агрессивным и неадекватно реагирует на нейтральные формы поведения;

    - снижаются его способности в обучении (низкая школьная успеваемость);

    Отношения ребенка, подвергающегося жестокому обращению, с другими людьми:

    - он не доверяет окружающим его людям;

    - сталкивается с трудностями в установлении контактов с другими людьми;

    - склонен проявлять агрессию по отношению к другим людям;

    - отказывается от взаимодействия;

    - склонен к самоизолированию.

    Ребенок, подвергающийся жестокому обращению, став взрослым, зачастую также склонен к насильственному поведению, ведь жестокость родителей порождает жестокость детей.

    Специалисты рекомендуют тем родителям, кто испытывает желание встряхнуть или ударить плачущего ребенка, постараться проделать следующее:

    — Выйти из комнаты и позвонить приятелю.

    — Включить какую-нибудь успокаивающую музыку.

    — Сделать 10 глубоких вздохов и успокоиться; затем сделать еще 10 вздохов.

    — Пойти в другую комнату и выполнить какие-нибудь упражнения.

    — Принять душ.

    — Сесть, закрыть глаза и живо представить себе, что находитесь в каком-нибудь приятном месте.

    Суровые наказания и жестокость в отношении детей оправдать нельзя. Однако, совсем без наказания, к сожалению, обойтись не получится. Чтобы наказание пошло ребёнку на пользу, нужно руководствоваться некоторыми правилами.

    1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.

    2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.

    3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно наказание, за все проступки сразу.

    4. Недопустимо запоздалое наказание. Даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.

    5. Ребёнок не должен панически бояться расправы. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребёнком нормальны, то их огорчение для него – наказание.

    Любите своих детей!




    Беседа для родителей "Воспитание ненасилием в семье".

     Ребёнок – Человек! Этот маленький человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в жестоком и злом обращении, а в добре, заботе и любви. Но, к сожалению, часто меньше всего любви достаётся нашим самым любимым людям.

     Ребёнок ещё не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения, крику, если мы кричим, грубости, если мы грубим, жестокости, если мы это демонстрируем. Ребёнок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать прав другого человека.

     И, наоборот, доброе, хорошее поведение наших детей порождается только добром. Удивительно, но ненасилие гораздо больше способствует гармоничному развитию ребёнка, чем грубое и жесткое обращение с ним.

     Наши необдуманные агрессивные действия по отношению к ребёнку порой могут быть вызваны не проступком ребёнка, а нашей усталостью, неприятностями и неудачами, раздражением и т.д. Гнев, вылитый на ребёнка, ничему его не учит, а только унижает, оскорбляет и раздражает.

     Наказывая своего ребёнка физически, родители наивно полагают, что самый короткий путь лежит « через ягодицы», а не через глаза и уши. Добиваясь видимого кратковременного послушания, родители своей жестокостью воспитывают фальш и обман, притупляют процесс нормального развития ребёнка.

     Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции: страх, возмущение, протест, обиду, чувство оскорблённости, жажду мести и компенсации, разрушение «нравственных тормозов», стремление к обману и изворотливости, агрессивное поведение, снижение самооценки, ненависть к себе и окружающим (если ребёнка часто бьют).

     Жестокое обращение с детьми обычно также вызывает задержку их психического и социального развития.

     Да, дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их – дело очень нелёгкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения оскорблений и тем более телесных наказаний.

    Выйти из ситуации, когда вдруг покажется, что нужно применить наказание, или предупредить ситуацию помогут следующие рекомендации:

    1. Прислушивайтесь к своему ребёнку, старайтесь услышать и понять его. Вникните в проблему ребёнка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребёнка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит своё человеческое достоинство.
    2. Принимайте решение совместно с ребёнком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребёнок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал он сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребёнку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что волен сам выбирать из нескольких возможностей.
    3. Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить её так, чтобы ребёнку не нужно было бы вести себя неправильно.
    4. Предоставляйте ребёнку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.
    5. Требуя что-то от ребёнка, давайте ему четкие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребёнок, может быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребенок нуждается в повторении.
    6. Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать всё сразу.
    7. Не предъявляйте ребёнку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.
    8. Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.
    9. Подумайте, в чем трудность ситуации, в которую попал ребёнок? Чем вы можете ему помочь в этой ситуации? Как поддержать его?

          Пусть основным методом воспитания будет ненасилие!




    Несколько слов о дисциплине.

     Само слово  дисциплина в переводе с латыни означает обучение, воспитание. Таким образом, дисциплина это процесс научения, образования. Поэтому в педагогике дисциплина рассматривается как средство, с помощью которого  осуществляется социализация ребёнка. Цель дисциплины гораздо в большей степени состоит в том, чтобы направить действие, а не наказать за ошибку. Главная цель дисциплины сформировать этические и моральные нормы и развить самоконтроль для того, чтобы индивидуальное поведение соответствовало определённым стандартам, правилам, которые установились в нашем обществе. 

    Вначале контроль за поведением ребёнка устанавливается извне на основе авторитета взрослого; затем по мере взросления ребёнок вырабатывает механизмы самоконтроля, которые позволяют ему существовать по стандартам данного сообщества не потому, что он должен, а потому, что он хочет. Он принимает эти правила, ограничения и т. п., они становятся неотъемлемой частью его самосознания. Таким образом, рассматривая дисциплину как средство развития самоконтроля, можно выделить ряд принципов, следуя которым взрослый способен повлиять на этот процесс. 

    • Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу. Исследования показали, что дети менее агрессивны у родителей и воспитателей, оказывающих им эмоциональную поддержку. 
    • Дисциплина более эффективна, когда действие её постоянно, а не временно. Положительный эффект достигается в том случае, если взрослые не имеют разногласий по вопросам дисциплины. 
    • Обучение происходит легче, когда в процесс включены не только наказания, но и поощрения. 
    • Дисциплинарные воздействия должны применяться сразу после нарушений. 
    • Физические наказания должны быть исключены. Чрезмерно строгие, унижающие и жестокие наказания не дают положительного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребёнка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение. 
    • Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективными, если ругать ребёнка постоянно независимо от того, что и как он сделал. У него возникает чувство, что взрослому ничем нельзя угодить. 
    • Методы дисциплинарных воздействий не должны ущемлять достоинство ребёнка, угрожать его безопасности и препятствовать формированию образа себя. 

      Внешний контроль за поведением необходим всем детям младшего и среднего дошкольного возраста. Для каждого возрастного периода и определения уровня развития существуют адекватные средства дисциплинарного воздействия.

      На ранних стадиях развития дисциплина может поддерживаться управлением деятельностью ребёнка, например, с помощью игрушек и интересных игр, оборудования игровых площадок на улице и в помещении. Иногда помогает изменение ситуации вокруг ребёнка. Например, можно переключить его внимание на другое действие предмет или вообще вывести из ситуации, провоцирующей негативное поведение.

       С детьми постарше можно обсудить их поведение и в доступной форме объяснить его положительные и отрицательные стороны. 
       Дисциплинированного поведения можно достичь, но успех во многом определяется возрастом ребёнка. Так, например, у детей в возрасте 2,5 -3 лет, у которых слабо развиты функции самоконтроля, наблюдается больше проблем, связанных с плохим поведением, физической агрессией, чем у четырёхлетних. 

       Чаще надо обсуждать последствия действия ребёнка или взрослого для чувств другого человека.Подчёркивайте сходство между разными людьми. Предлагайте детям игры и ситуации, в которых необходимы сотрудничество и взаимопомощь. Исключать надо нотации тем детям, которые не хотят в том или ином случае вести себя таким образом. Вовлекайте ребёнка в обсуждение межличностных конфликтов, возникающих на моральной почве. Последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения, обращая внимание на ребёнка, который ведёт себя хорошо

       Однако не стоит без конца повторять одни и те же требования, запреты и наказания. Ясно формулируйте правила поведения. Объясняйте, почему следует поступать так, а не иначе, обсуждайте последствия неверного поведения, как для самого ребёнка, так и для окружающих. 

       Помните, что улыбка или доброе слово также является поощрением. Используйте, как словесные, так и иные формы проявления внимания к ребёнку. Например, наблюдение за его игрой, улыбку, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные действия с ребёнком. Внешние проявления внимания и привязанности индивидуальны для каждого родителя. Главное чтобы они были разнообразны.




    Консультация для педагогов  «Наказывая, подумай зачем».

       Цель: Предоставить возможность расширить знания о правилах и приемах наказания детей дошкольного возраста.

       У ребёнка представления о мире ещё не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача – помочь ориентироваться в ещё не понятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, что допустимо и даже необходимо для малыша.

      Так что же такое дисциплина? Дисциплина – это система определённых запретов, необходимая ребёнку для защищённости. За «нельзя» взрослых скрывается забота о детях. И дети это чувствуют, их жизнь становится понятной. Ребёнок ещё мал и много не знает, вокруг него существует огромный непознанный мир, таящий в себе много интересного, но и много опасного. Только взрослый с помощью дисциплинарных мер может обеспечить безопасность дошкольника. Ребенок понимает, что это – забота о нём.

      Что происходит, если нельзя всё? Тогда ребёнок рано или поздно узнаёт, что тот или иной запрет был неверным. Дошкольник начинает думать, что взрослый не справедлив к нему. Он рассматривает каждую просьбу или требование как навязанную ему повинность и активно сопротивляется, а иногда специально делает всё наоборот.

      Что же происходит, когда всё можно? Тогда ребёнок думает, что взрослые не предостерегают, всё разрешают. А мы знаем, сколько вокруг много опасного! Не осторожный ребёнок может травмироваться, причинить сам себе вред.

      Как найти золотую середину? Что можно, а что нельзя запрещать ребенку – дошкольнику? Ю. Б. Гиппенрейтер в своей книге «Общаться с ребенком. Как?» советуют создать для себя систему запретов, разделив все «можно» и «нельзя» на цветовые зоны.

      Зеленая зона – это все, что можно ребенку всегда и везде. Желтая зона – действия, в которых ребенку предоставляется относительная свобода, можно действовать по собственному выбору, но соблюдая некоторые правила. Эта зона очень важна, т.к. именно здесь ребенок приучается к внутренней дисциплине.Красная зона – действия ребенка, которые для него неприемлемы ни при каких обстоятельствах.

       Если существуют запреты, то возникает вопрос о наказаниях. Проанализируем основные формы воздействия на детей: «Ругать» - это повышение голоса, крик, бессилие взрослого, выброс негативных эмоций на детей, педагогическая беспомощность. Любой крик - это стресс для нервной системы ребенка. В состоянии стресса ребенок не слышит запрета, а слышит, что его не любят. Ответная реакция – страх, замкнутость, протест. Крик ничего не дает ребенку, он просто к нему привыкает. Когда можно кричать? Когда ребенок подвергает свою жизнь опасности.

       Запреты очень важны для формирования у детей социальных навыков. Запрещать надо, но спокойным уверенным голосом. Шлепки вселяют в ребенка страх.
    Боясь наказания, ребенок может начать лгать и обманывать взрослых, а если факт наказания слишком расстраивает детей, они могут забыть, за что их наказывают. Надо помнить, что основная цель наказания - научить ребенка правильно поступать под действием внутреннего контроля.

      Изоляция – часто применяемый способ, когда ребенок выводиться из группы сверстников или из игры на определенный период времени. Должно быть специальное место – «виноватый» стульчик, находящийся в поле зрения взрослого. Желательно оговаривать заранее время изоляции (пока пересыплется песок в часах). Пересыпание песка, становится для него периодом успокоения, дает ему возможность справиться со своими эмоциями. Есть занятия любимые всеми детьми и отказ ребенку станет сильным переживанием для него. Конечно же, это наказание довольно ощутимое, но не обидное и не оскорбительное.

      Лишение приятного - наиболее приемлемый способ регулирования поведения ребенка. Наказывать лучше, лишая ребенка хорошего, чем делая ему плохое.

    Итак, как наказывать ребёнка, не унижая его?

                                                                                                             Рекомендации:

    • Всегда соблюдайте чёткую позицию: «Я взрослый».
    • Учитывайте соответствие, равноценность поступка наказанию.
    • Общайтесь с ребёнком «глаза в глаза», на уровне роста ребёнка, уверенным голосом.
    • В особых ситуациях необходимо брать ребёнка за плечо, руку, останавливая его действия.
    • Наказание лучше действует, когда: оно применяется сразу после проступка, а не спустя некоторое время.
    • После проступка всегда следует наказание.
    • Наказание сопровождается объяснением того, почему ребёнка наказали и что должен делать ребёнок, чтобы его не наказывали в будущем.
    • Важно, чтобы у ребенка были добрые, тёплые отношения с человеком, применяющим наказания.
    • Очень важно помочь ребёнку исправить ситуацию. Спросить его: «Давай подумаем: как это исправить?»

    Известно, что готовых рецептов не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребёнок в том или другом случае.

                                                                                                         Упражнение «Разыгрывание ситуаций».
    Педагогам предлагается разыграть некоторые ситуации и совместно с педагогом-психологом обсудить возможные варианты решений.

            Ситуация 1

     Во время обеда ребенок возит по столу чашку, полную компота. Воспитатель делает ему замечание: «Осторожно! Разольешь!» Ребенок делает вид, что не заметил этих слов. Воспитатель повторно делает замечание: «Не балуйся! Пей компот!» Ребенок молча продолжает свои действия и длится это до тех пор, пока он наконец не обольет себя и рядом сидящего липким компотом. Как в данном случае поступить воспитателю?
    Как себя вести, если:
    Вместо сока, ребенок пролил тарелку горячего супа;
    Эта ситуация произошла непосредственно перед праздничным концертом?

             Ситуация 2

     Во время тихого часа ребенок не спит. Он мешает спать другим детям, возится, шепчется. Воспитатель делает замечание. Ребенок затихает. Но как только воспитатель выходит из спальни, ребенок тут же вскакивает, садится на кровать к другим детям и мешает им спать.
    Как поступить воспитателю?
    Что делать если:

    • Ребенок тихо поет сам себе колыбельную песню?
    • Ребенок молча лежит с закрытыми глазами?
    • Педагог-психолог предоставляет возможность педагогам предложить свои ситуации и совместно найти решение.

            Правила поведение взрослого при воспитании детей.

    1. Нельзя унижать ребенка. Унижения разрушают положительную самооценку. Ребенок начинает чувствовать вину за то, что он вообще живет на свете. В результате может вырасти глубоко несчастный человек.
    2. Никогда не нужно угрожать. Угрозы заставляют ребенка бояться и ненавидеть угрожающего ему взрослого. От угроз ребенок не перестает вести себя кое-как, а если и перестает, то только в присутствии этого взрослого, но потом обязательно «отрывается».
    3. Не следует вымогать обещания. Обещание, как и угроза, относится к будущему – когда оно еще наступит. А ребенок живет настоящим.
    4. Неразумно требовать немедленного повиновения. Ребенок не робот и не зомби. Ему нужно время, чтобы понять и принять ваши наставления. Даже в безоговорочных обязанностях должна оставаться иллюзия самостоятельности.
    5. Не нужно допекать, опекая. Иначе ребенок никогда не почувствует, что может сделать сам. А это снижает самооценку и приводит к комплексам. Кроме того, излишняя опека приучает ребенка к мысли, что можно не напрягаться – и так все для тебя сделают.