Страница дефектолога

 Ребенок – это личность и необходимо уважать его, не подавлять его желания и интересы, но в случае неадекватных желаний и интересов уметь найти мудрый выход из положения и объяснение. Сегодня я предлагаю вашему вниманию советы по воспитанию и поведению с детьми.

Если вы хотите иметь хорошие взаимоотношения с детьми, то следуйте следующим советам.

1. Не балуйте ребенка, вы его этим портите. Не обязательно делать все, что запрашивает ребенок. Он просто испытывает вас.

 2. Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что ребенок просто хочет, чтобы вы постоянно им занимались.

 3. Не бойтесь быть твердыми с ребенком. Он предпочитает именно такой подход. Это позволяет ему определить свое место.

 4. Не позволяйте дурным привычкам привлекать к ребенку чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит его на их продолжение.

 5. Не делайте для ребенка и за ребенка то, что он в состоянии сделать для себя сам. Он может продолжать использовать вас в качестве прислуги.

 6. Не требуйте от ребенка немедленных объяснений, зачем он сделал то или иное. Он иногда и сам не знает, почему поступает так, а не иначе.

 7. Не подвергайте слишком большому испытанию его честность. Будучи запуганным, он легко превращается в лжеца.

 8. Пусть его страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе он будет бояться еще больше. Покажите ему, что такое мужество.

 9. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить — это поколеблет его веру в вас.

 10. Не будьте непоследовательными. Это сбивает его с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.

 11. Не придирайтесь к ребенку и не ворчите на него. Если вы будете это делать, то он будет вынужден защищаться, притворяясь глухим.

 12. Не пытайтесь читать ему наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно он знает, что такое хорошо и что такое плохо.

 13. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает ему ощущение тщетности попыток сравняться с вами.

 14. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда ребенок говорит: «Я вас ненавижу». Он не имеет буквально это в виду. Он просто хочет, чтобы вы пожалели о том, что сделали ему.

 15. Не заставляйте ребенка чувствовать, что его проступки — смертный грех. Он имеет право делать ошибки, исправлять их и извлекать из них уроки. Но если вы будете его убеждать, что он ни на что не годен, то в будущем он, вообще будет бояться, что-то делать, даже зная, что это правильно.

 16. Не забывайте, ребенок любит экспериментировать. Таким образом, он познает мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

 17. Не пытайтесь обсуждать его поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам его слух притупляется в это время, а его желание сотрудничать с вами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но поговорите с ним об этом несколько позже.

 18. Не поправляйте ребенка в присутствии посторонних людей. Он обратит гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете ему все спокойно с глазу на глаз.

 19. Не забывайте, что ребенок не может успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.

 20. Дайте ребенку почувствовать, что он родился от вашей любви друг к другу, а не только от сексуального удовольствия. Ссоры между родителями травмируют психику ребенка.

 21. Если ребенок видит, что вы любите больше брата или сестру он вам не будет жаловаться. Он будет просто нападать на того, кому вы больше уделяете внимание и любви. В этом он видит справедливость.

 22. Ребенку интересен противоположный пол. Если вы это будете игнорировать и не объясните, как ему поступать, и что ему делать со своими чувствами, то ему об этом расскажут его сверстники и старшие ребята. Будет ли вам от этого спокойно?

23. Не пытайтесь от ребенка отделаться, когда он задает откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, он, вообще, перестанет задавать их вам и будет искать информацию где-то на стороне.

 24. Ребенок чувствую, когда вам трудно и тяжело. Не прячьтесь от него. Дайте ему возможность пережить это вместе с вами. Когда вы доверяете ему — он будет доверять вам.

 25. Относитесь к ребенку так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда он станет ваши другом. Запомните, что он учится, больше подражая примерам а, не подвергаясь критике.

 26. Ребенку важно знать от вас что правильно, а что нет. Но более всего ему важно увидеть в ваших поступках подтверждение того, понимаете ли вы сами что правильно, а что нет.

Помните! Ребенок поступает, делает, так как он видит! А не так как он слышит. И сколько бы вы ему не говорили что это или то, делать надо так, он будет делать так, как делаете это вы...




Пальчиковые игры с различными предметами.

- с колючим мячиком:   правой рукой слегка ударять мячиком по столу с  продвижением вперёд. Катаем мячик в ладошках, пальцы широко растопырить. Левой рукой катаем по столу мяч круговыми  движениями. Перекидываем из руки в руку.  Катаем по тыльной стороне левой, правой кисти. Подержать в левой ладошке и переложить в правую ладонь. Правой рукой слегка ударять мячиком по   столу с продвижением вперёд.

- деревянный массажер: повертеть ладошками перед собой.  Одновременные движения ладонями по массажёру вверх-вниз. Продолжаем движения.  Попеременные спокойные движения. Постучать пальчиками по шипам массажёра. Повертеть ладошками перед собой.

- бусинки: нанизывание бусинок на леску.  Самая крупная жемчужная бусинка  помещается в середину ожерелья.

- четки: показываются ладошки левой и правой руки, с надетыми на них чётками. Одновременное перебирание чёток пальчиками обеих рук.

- солнце (прищепки): закреплять прищепки на каждый лучик муляжа солнышка.

- кистевой эспандер: одновременное сжимание кистевых эспандеров в правой и левой кистях рук.

- клавиатура компьютера: хаотичное нажатие на кнопки клавиатуры пальцами обеих рук.

Рекомендации родителям по развитию мышления ребёнка.

Учите ребёнка:
— Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.
— Описывать различные свойства окружающих его предметов.
— Узнавать предметы по заданным признакам.
— Разделять предметы на классы, группы путём выделения в этих предметах тех или иных признаков.
— Находить противоположные по значению понятия.
— Определять родо- видовые отношения между предметами и понятиями.

                           Рекомендации по развитию памяти детей.

Проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребёнок, был ему понятен.
— Время на изучение материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.
— Попросите ребёнка выученный материал повторить на второй день.
— При заучивании предлагайте ребёнку проговаривать вслух.
— Заинтересуйте ребёнка той информацией, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память.
— При появлении у ребёнка явных признаков утомления сделайте перерыв.

                          Рекомендации по развитию процессов внимания у детей.

Все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений:
— выкладывание узора из мозаики;
— выкладывание фигуры из палочек по образцу;
— нахождение различий в двух похожих картинках;
— нахождение двух одинаковых предметов среди множества;
— нанизывание бусинок по образцу;
— срисовывание по клеточкам;
— нахождение одной буквы в газетном тексте (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).
При выполнении заданий не торопите ребёнка, учитывайте его индивидуальные особенности и темп деятельности, в котором он работает.
Устраните отвлекающие факторы.

Рекомендации по развитию восприятия.

Научите ребёнка:
— Различать цвета и их оттенки.
— Различать форму предметов и геометрические фигуры.
— Делить фигуры на 2,4 равные части.
— Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте).
— Выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже).
— Измерять длину предметов с помощью условной мерки (нитки).
— Различать и называть части суток, их последовательность.
— Понимать значение слов вчера, сегодня, завтра.
— Знать дни недели, месяцы года.

       Воспитание волевых качеств, заинтересованности в учении.

— Предоставьте детям больше самостоятельности. Пусть ребёнок делает открытия сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде
— Проявляйте сами интерес к знаниям, создавайте положительный эмоциональный фон.
— Пусть ребёнок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его рост, терпение, старание.
— Очень важны интонация, эмоциональная окраска высказываний, обращённых к ребёнку.
— Давая негативную оценку действиям ребёнка, нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать…». В этих случаях ребёнок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих силах, способностях.
— Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребёнка распространялась на его личность, т.е. ребёнка надо критиковать за его поведение. Оценка личности блокирует развитие ребёнка и формирует комплекс неполноценности, а следовательно, и заниженную самооценку и уровень притязаний.
— Оценивайте объективно возможности и способности своего ребёнка. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми — только с ним самим. Например: «Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!». Такой подход будет ориентировать вашего малыша на собственное совершенствование.
— Родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребёнком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно. Лишь в этом случае он может нормально воспринимать чужие успехи.
— В отношениях с ребёнком недопустим резкий переход от положительных оценок к резко отрицательным.

                    Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики.

Научите ребёнка:
— Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.
— Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
— Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.
— Заводить будильник, игрушки ключиком.
— Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.
— Резать ножницами (желательно небольшого размера).
— Конструировать из бумаги («оригами»), шить, вышивать, вязать.
— Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
— Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина).
— Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
— Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
— Делать пальчиковую гимнастику.




Десять простых советов учителя-дефектолога родителям.

  •  Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
  • Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
  • Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
  •  Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»
  • Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  • Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
  • Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
  • Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
  • Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
  • Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
  • Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит». 



     

    КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «МЕЛКАЯ МОТОРИКА - ЭТО ИНТЕРЕСНО». 

 Тонкая (мелкая) моторика - это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Научно доказано: чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. 
Навыки тонкой моторики: способствуют развитию речи и мышления ребенка; 
- помогают ребенку обследовать окружающие его предметы и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет; 
- позволяют ребенку выразить себя через игру и другие виды деятельности, так как движения становятся совершеннее; 
- способствуют повышению самооценки ребенка, потому что у него получается выполнение задуманного. 
  Слабое развитие моторики остается одной из основных проблем наших детей, поэтому важно развитие мелкой моторики пальцев рук. 
 Систематические упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук помогают выработать навыки самоконтроля движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно- двигательных ощущений (на ощупь). 
Повторение одного и того же движения способствует автоматизации двигательных навыков, является основой подготовки руки к обучению письму. 
Желательно развивать равным образом движения пальцев обеих рук, как в играх, так и в быту. 
Стараться ориентироваться на те упражнения, которые способствуют развитию всех пальцев рук. 
Для укрепления и развития детской руки, координации движений рук существуют разнообразные упражнения и игры, которые мы используем при работе с детьми в детском саду. 
О некоторых упражнениях и играх хочется рассказать вам более подробно. 

                                                                                              «МАССАЖ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ». 
 Хорошо делать массаж для пальчиков и ладошек каждый день. Используются четыре основных приема: поглаживание, разминание, растирание, постукивание. 
Затрачивая всего 5 минут в день на проведение пальчиковой гимнастики и массажа можно оказать существенную помощь ребенку. 
Занимаясь с ребенком, необходимо придерживаться следующих правил: 
- начинайте с массажа и разогрева кистей рук, заканчивайте поглаживанием; 
- выполняйте движения и правой, и левой рукой; 
- движения на сжатие должны сочетаться с расслаблением; 
- упражнения должны включать изолированные движения каждого пальца; 
- прежде чем переходить к новому упражнению, важно как следует отработать 
предыдущее пальчиками правой и левой руки; 
- используйте те игры, которые нравятся ребенку и доступны ему; 
- при массаже рук ребенка помогайте ему своими руками только в том случае, если у вас положительный настрой. 

                                                                                          «УПРАЖНЕНИЯ С КАРАНДАШАМИ». 
Для выполнения упражнений использовать не заточенные карандаши (круглые или с гранями) или палочки. Упражнения выполнять двумя руками по очереди или вместе. В группе есть картотека упражнений с карандашами. 
Вот несколько упражнений: 
- прокатывание карандаша между ладонями; 
- растирать центр ладони концом карандаша; 
- упираясь концами карандаша в центр ладоней перемещать руки вверх, вниз,  по кругу и т.д., стараясь не уронить карандаш; 
- удерживать палочку концами пальцев двух рук на весу поочередно (сначала 
указательным, затем средним пальцем и т.д.); 
- «собираем карандаши» — брать одной рукой и перекладывать в другое место (например, со стула на стол и др.), затем поменять руки (10-15 карандашей); 
- «пропеллер» — вращать карандаш между пальцами; 
- слегка держать карандаш между пальцами, чтобы он медленно сполз вниз; 
- прокатывание карандашей по столу: сначала одной рукой, затем другой, затем  двумя вместе; 
- «пальчики шагают» — зажать карандаш между указательным и средним пальцем и делать пальчиками «шаги» по столу, не роняя карандаш. 

Дорогие родители, успехов Вам и вашим детям!




Консультация учителя-дефектолога «Ребенок с речевыми проблемами»

В современном мире проблемы с речью у детей можно обнаружить у каждого второго: один звуки нормально не выговаривает, второй окончания все время путает, а третий вообще молчун, предпочитающий жесты словам.

Что может вызвать проблемы с речью у детей и что могут исправить сами родители при небольшой поддержке специалиста…

 1. Родители мало разговаривают с ребенком

Ребенок подражает маме с папой. И если те в общении с ребенком активны, общительны и используют много слов, то и малыш, скорее всего, заговорит вовремя и хорошо. Если же ему досталась мама-молчун, то малышу и подражать на первом-втором году жизни в речевом развитии некому. Таким образом, из-за речевой ситуации в семье формируется дефицит личного общения у ребенка.

  2. Гаджеты и телевизор

Сейчас, чтобы мама поговорила по телефону или попила кофе, достаточно включить ребенку мультики. Малыш «залипает» у экрана, и вот они — 15 минут свободы! Увы, многие родители так часто пользуются этим приемом, убеждая себя и окружающих, что ничего вредного в нем нет. Но у ребенка перевозбуждается нервная система и тормозится речевое развитие. Внимание, мамы! Чашка кофе в тишине — это прекрасно, но не стоит злоупотреблять этим методом успокоения детей.

  3. Чрезмерная опека ребенка и отсутствие у него мотивации к разговору

Знаете, почему некоторые дети молчат и совершенно не хотят говорить дома, но в детском саду начинают без умолку болтать? Потому что в садике их не понимают! При отсутствии мотивации ребенок не будет стараться говорить раньше. А зачем? Если его и так дома очень хорошо понимают, все ему подают-приносят и задают десятки уточняющих вопросов, чего бы ему хотелось, что малышу остается только отвечать «да» или «нет». Провоцируйте вашего ребенка на диалог — и он вам ответит тем же!

  4. Особенности нервной системы ребенка

Давно замечено, что имеющие проблемы с речью дети более возбудимы, у них слабее нервная система. Соответственно, им больше требуется успокаивающих факторов, для них особенно важны режим дня, прогулки и максимальный доступ свежего воздуха в квартиру, ритуалы и правильное питание. Ведь речь — лишь одно из направлений развития ребенка.

  5. Отсутствие детских книг

Мы очень мало читаем своим детям. А между тем, ритмичные прибаутки и потешки, занимательные стишки и нежные колыбельные тоже прекрасно откладываются «на подкорке» у малыша и стимулируют его развитие речи в дальнейшем. Введите в повседневные дела чтение детских книг вместе с малышом, проговаривайте ему стишки во время игр, пойте колыбельные, укладывая его спать — и вы только поспособствуете его благоприятному нервному и речевому развитию.

  6.Слабые мышцы, гипоксия в родах и другие физиологические причины

Не будем обманываться. Далеко не все причины слабого развития речи у детей напрямую зависят от родителей и поддаются их корректировке без серьезных занятий со специалистом, а порой и без хирургического вмешательства. Бывает, необходимо подрезать уздечку или помочь разработать мышцы языка; проблемы с речью могут быть взаимосвязаны с проблемами со  или другими врожденными особенностями. Свою роль играют и наследственность, и течение беременности у мамы, и возможная гипоксия в родах, и общие проблемы со здоровьем у ребенка. Замечено, что часто болеющие малыши, или те, кто имеет проблемы общего развития, часто запаздывают и с речью.

Что делать? Обращаться за помощью и консультацией к специалистам, если вы сами не уверены, что ваш малыш развивается согласно общепринятым нормам. Врачи и логопеды помогут обнаружить причину проблем с речью у вашего ребенка или, напротив, успокоят маму, рассказав, что ее малыш развивается совершенно нормально.

Совместная работа по профилактике и коррекции дефектов речи требует настойчивости, систематичности, терпения. И только такая работа принесет желаемые результаты.