Читаем об экологии (23.07.2024)

«Чтение  -  это  окошко, 
через которое дети видят и познают мир»
А.В. Сухомлинский

23.07.2024 года в нашем учреждении в рамках летней оздоровительной программы «СемьЯ на каникулах» был проведен всеобщий час чтения художественных произведений с экологической тематикой.  В котором приняли участие воспитанники центра. Ребята с интересом погрузились в таинственный и сказочный мир литературы. Одним  из  направлений  воспитательно-образовательной  деятельности нашего центра является  воспитание  основ  экологической  культуры, «Маленьких граждан - большой страны».  Через  чтение  художественной  литературы,  воспитатели помогают воспитанникам  не просто  понять  целостность  картины  мира,  но  и  вызвать  эмоциональный отклик  в  душе  ребят.  При  этом  жанры  природоведческих  литературных произведений  используются абсолютно  разные. 

Главное  -  они  раскрывают  перед  ребятами  мир  природы,  его  многообразие  и  красоту.  А.  В. Сухомлинский  писал:  «Чтение  -  это  окошко,  через  которое  дети  видят  и познают  мир».  При  подборе  литературных  произведений,  педагоги ориентируются  не  на  энциклопедические  источники,  так  как  в  них  много непонятных ребенку слов и сведений, а на произведения, сочетающие в себе приключение,  фантазию  и  научные  сведения. 
В  процессе  чтения природоведческой  литературы  мир  природы  должен  стать  миром  чудес,  о котором они даже не подозревали. У  истоков природоведческой  литературы  стоял  фольклор.  Типы  научных,  научно-художественных  и  художественных  произведений,  посвященных природоведению, природоведческая тема берет свое начало из фольклора, из народных сказок. Одним  из  видов  фольклора,  который  носит  природоведческий  характер, является  календарный  детский  фольклор.  Это так называемые заклички - обращение к солнцу, дождю, радуге, птицам; к мыши, улитке, маленьким жучкам, что водятся на цветах; подражание птичьим голосам.  Песенные заклички и словесные приговорки связаны с порой года, погодой и обращены к земле, небу, воде, как во время игр, так и во время труда в природе. Очень часто  используется  в  работе  с  воспитанниками такой  вид  фольклора,  как загадки. И большую роль загадки играют в ознакомлении детей с природой. Загадка развивает в ребенке догадливость, сообразительность, она указывает на  особые  признаки  и  свойства,  которые  присущи  только  загадываемому объекту. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями  и  предметами  окружающего  мира,  а  также  об  особенностях каждого  предмета  и  явления.  Эти  мысленные  операции  важны  не  только сами по себе, но и тем, что ребенок открывает для себя поэзию окружающего мира.  Образы  в  загадках  красочны,  звучны,  предметы  очерчены  резко, отчетливо. Поэтический взгляд на мир, любовь к родной природе формируют уребят  и  лирические  песни,  посвященные  природе.  («Весна,  весна,  красная!», «Зеленейся, зеленейся, мой зеленый сад», «Из-за лесу, лесу темного», «Как у наших у ворот» и др.). Многие народные сказки, русские и белорусские так же часто используются в работе ознакомления их с природой.  Сказка  учит  ребят  распознавать,  где  вымысел,  а  где  правда. («Лиса  и  волк»,  «Курочка-ряба»,  «Колобок»,  «Зимовье  зверей»  и  многие другие.) Сегодня  известно  много  писателей  и  поэтов,  посвятивших  свое  творчество детям,  среди  их  художественных  произведений  известно  немало посвященных природе. Основоположниками  детской  природоведческой  книжки  являются  В.В. Бианки и М.М. Пришвин. Классиком русской природоведческой литературы для детей следует назвать Виталия  Валентиновича  Бианки.  Он  разработал  практически  все художественно-литературные  жанры,  в  рамках  которых  воплощается природоведческая  тематика  (рассказы,  сказки,  повести,  очерки,  «лесная газета»  и  др.).  Познавательное  значение  произведений  писателя  трудно переоценить. Книги В. Бианки учат детей научному видению природы. В основе каждого рассказа,  сказки,  созданных  В.  Бианки,  лежат  точные  факты,  научные сведения  об  окружающей  природе.  Произведения  В.  Бианки  помогают воспитателю  в  занимательной  форме  раскрыть  перед  детьми  сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы. Это и многообразие форм приспособления организма к окружающей среде, и взаимодействия среды и организма и др. Многие рассказы и сказки написаны с  юмором,  что,  конечно  же  привлекает  ребят.  Но  в  тоже  время  каждое произведение  его  пронизано  добротой  («Как  муравьишка  домой  спешил», «Приключения Пика», «Лесные домишки», «Бешенный бельчонок» и др.). Одной  из  задач,  которую  ставит  Бианки  -  воспитать  в  ребенке  чувство сопричастности  природы  и  земли,  через  прием  придания  животным  и природе  человеческих  качеств.  Эта  задача  сближает  творчество  Виталия Бианки с творчеством Михаила Пришвина. Михаил  Пришвин,  в  отличие  от  Бианки,  в  своих  произведениях  передает объективные  ощущения  художника.  В  своих  произведениях  Пришвин раскрывает  перед  ребенком  чудеса  природы,  он  наделяет  своих  «героев» голосами  и  привычками,  даже  деревья  и  растения  становятся  живыми («Золотой  луг»,  «Силач»,  «Шепот  в  лесу»,  «Именины  осинки», «Колокольчик»,  «Лисичкин  хлеб»,  «Чудесный  доктор»,  «Деревья  в  плену», «Осинкам  холодно»).  Вся  природа  у  М.  Пришвина  очеловечена.  Много рассказов  у  него  посвящено  животным-родителям:  «Ярик»,  «Орлиное гнездо», «Ребята и утята», «Пиковая дама», «Курица на столбах», «Борец и плакса»,  «Первая  стойка».  У  писателя  во  многих  рассказах  повествуется  о роли  человека  в  природе  –  «Ярик»,  «Ужасная  встреча»,  «Сват»,  «Первая стойка», «Кладовая солнца» и др. Для  формирования  у  воспитанников осознанно  правильного  отношения  к  природе, воспитания  любви  ко  всему  живому  целесообразно  использовать  поэзию. Детям доступны многие произведения таких русских поэтов,  как  А.  Пушкин,  Ф.  Тютчев,  А.  Фет,  А.  Майков,  Н.  Некрасов,  С. Есенина и др.

Ребята с пользой провели этот час, узнали много нового и интересного.Но а педагоги нашего центра и дальше будут продолжать работу в этом направлении с воспитанниками. Открывая для них мир прекрасного и неизведанного.